Главная / Новости / 2018 / Июль / Владимир Бреднев: «У меня, как у каждого журналиста бывают кризисы. Тогда отчасти спасают литературные ночные бдения…»

Владимир Бреднев: «У меня, как у каждого журналиста бывают кризисы. Тогда отчасти спасают литературные ночные бдения…»

Очерки для сборника «Имена и времена»

 

Газетная статья,
    или «Крик-пуля на мехеленского рябчика»?

                (Будни районного корреспондента)

Вам повезло, если в вашей редакции есть журналист, который после сдачи в номер очередного материала, по вечерам, продолжает трудиться, но уже  на ниве художественной литературы. Уверен,  не каждая газета  может похвастаться таким сотрудником. Районная «Сосновская нива» может…

Редактор – активный пионер

Владимир  Бреднев родился в селе Большое Баландино. Отец - экскаваторщик, как говорит мой герой, «пролетарий чистый». Мама – интеллигенция,  знаток  бухгалтерского учёта. Постоянно занятые родители воспитание сына поручили дедушке и бабушке, что внуку, безусловно, пошло  на пользу.  Взять, к примеру, факт, что дед на пенсии был рабочим  лесничества  и мальца частенько брал с собой. Таинства природы потому открывались ему с детства. Это в жизни пригодилось.

Отец книги любил, выписывал «Роман-газету», «Новый мир». Домашней библиотекой, им собранной, можно гордиться. А ведь в советские времена достать классику, книжные новинки было делом непростым: приходилось для этого макулатуру сдавать, выстаивать  очередь за подписными изданиями.

Хозяйство у Бредневых большое. Но зимой сельских забот поменьше. Вечерами можно и почитать, и поговорить. Потихоньку пристрастил отец и сына к чтению. Но это не было единственным увлечением  деревенского  мальчишки. Обожал хоккей, мечтал  играть в команде «Трактор». Хотел  быть похожим  на игроков команды, своих кумиров  -  Михаила  Природина и  Сергея Макарова.

В восьмом классе молодая учительница Ольга Тележенко, только что пришедшая в школу и ставшая классным руководителем,  поручила Вове Бредневу редактировать школьную стенгазету. (Забегая вперёд скажу, что Ольга Семеновна, сыграла заметную роль в профессиональном становлении ученика, как педагога, журналиста и даже  пока не совсем известного писателя – так считает Бреднев.  Как заметил Владимир Николаевич, сейчас некоторые литературные работы на её столе оказываются раньше, чем перед глазами читателя. А  мама  моего  собеседника всегда говорила сыну, что Бог его сводил и сводит с хорошими людьми).

Но продолжим рассказ о школьных годах моего собеседника.

- Я, активный пионер, вдруг стал редактором, - улыбаясь,  вспоминает Владимир Николаевич. - Мне нравилось давать одноклассникам  задание  написать заметку в номер, намечать темы очередного выпуска. У нас даже было подобие редколлегии. Теперь понимаю, что делая тогда что-то по наитию, в общем-то,  поступал правильно. Но уж точно не думал, что буду работать в настоящей газете.

В десятом классе Володя по-настоящему увлёкся  литературой. Спасибо  ещё одному педагогу - Ольге Павловне Баландиной, которая тоже разглядела в своём ученике, если не дар, то способности к творчеству.  Однако до творчества в полном смысле этого слова было ещё далековато. Впереди была учёба в пединституте…

Инженером хорошо, а учителем лучше

  Собственно говоря, попал я в учителя наперекор маме, - то ли в шутку, то ли всерьёз говорит  Владимир  Николаевич. – Она хотела видеть меня инженером сельского хозяйства. Связи у неё, возможности  для определения меня в ЧИМЭСХ были колоссальные, тем более  что рядом  с нами находилось учебное хозяйство вуза. Документы в приёмную комиссию сдал,  и почти сразу «по-тихому» забрал. Двинулся в сторону центра. Остановился  у памятника Максиму Горькому, который столько лет перед всяк сюда входящим снимает шляпу.  Повернул направо к дверям ЧГПИ. Представьте себе, парень после десятилетки решил стать учителем русского языка и литературы, а сам не знал, что его факультет называется филологическим. Но будущие мои однокурсницы быстро разъяснили абитуриенту,  что к чему.

Быть преподавателем Владимир,  вроде, хотел, но когда филологические дисциплины посыпались одна за другой, растерялся. И, если бы не преподаватели, в частности, Игорь Николаевич Табашников, Геннадий Андреевич Турбин, Лидия Андреевна Глинкина  (Владимир Николаевич особо подчёркивает, что это с её благословения он стал студентом филфака) неизвестно, чем бы дело закончилось. Может, мамина мечта тогда и сбылась бы.

На втором курсе факультет, где учился Бреднев,   стал курировать  Табашников.

- При нём мы выпускали стенгазету «Авоська», и я, помня  школьное редакторство, участвовал в этом деле, - продолжает рассказ Бреднев. -  У нас с Игорем Николаевичем отношения были на уровень выше, чем отношение ученика и учителя. Я относился  к нему с большим пиететом. Но от журналистики я тогда был далеко-далеко, несмотря, что под боком была институтская многотиражка «Молодой учитель» - весьма авторитетное издание не только среди ему подобных. И когда мой  гуру  уехал в Москву, очень сожалел.

К тому времени относятся и первые писательские опыты Владимира Николаевича.  Раза три-четыре отправлял он рассказы  в литературные журналы. И отзывы приходили из редакций хорошие, с начинающим автором церемонились, советы толковые давали.

И вот наступили педагогические будни. В экспериментальной школе-восьмилетке, где выпускник ЧГПИ начал трудовую деятельность, одна смена: уроки с утра до двух часов, потом внеурочная деятельность: самоподготовка, занятия в кружках. Владимир Николаевич вёл с ребятами  драмкружок, курировал выпуск стенгазеты, киностудию «Серебряный гриф». На 16-миллиметровую кинокамеру дети под его руководством  снимали даже короткометражные художественные фильмы.

Первую  заметку учитель Бреднев опубликовал в «Заветах Ленина» (так прежде называлась газета «Сосновская нива») не по своей инициативе. «Ненормальных» педагогов-экспериментаторов, которые всё время в школе и домой не ходят,  районный отдел народного образования повёз  на слёт учителей Сосновского района и поручил молодому Владимиру  написать об этом в газету.

Вспоминает Владимир Николаевич, как долго мучился, сколько листов бумаги извёл. В конце-концов получился  простой пересказ: приехали, поговорили, вручили награды, спасибо и тому подобное. Почти «казахская песня». Но, тем не менее, заметку в редакции приняли и пусть с правкой – напечатали.

- Подозреваю, не без поддержки районо, моё первое газетное сочинение увидело свет, -  не без юмора вспоминает Бреднев. - А вторая публикация – очерк о танкисте, ветеране войны, жизнь которого криво-косо сложилась. Мужик замечательный был. И рассказать о нём хотелось. Прошёл всю войну от первого до последнего дня. Закончил её в Берлине. Четыре раза в танке горел. Но с расспросами об этом – к нему не подступись.

Однако он часто у нас дома бывал. В деревне – раз гость на пороге, значит, бражка, закуска на столе.  После третьей-пятой начинались воспоминания, чем и воспользовался я. Журналист  Ирина Игоревна Русакова эмоций поубавила, подредактировала  и  получилось что-то среднее - «очерк-рассказ». В нашей деревне Большое Баландино  жил ещё один примечательный человек,   работал  энергетиком  на руднике. Звали его Алексей Гаврилович. Так  вот: от него  получил  первый читательский отклик -  нецензурное слово, что означает  в переводе «здорово!». Эта похвала была как «отмашка»: можешь  в газете работать.

1 сентября не в класс, а в редакцию

- К редактору нашей районной газеты Владимиру Дмитриевичу Бердову, - продолжает  Бреднев, - я пришёл, когда понял, что начинаю на учеников злиться. Не любил таких учителей, когда  был  школьником. И вот сам начал покрикивать на детей. Подумал: школу надо оставить, хотя я и не собирался уходить от неё навсегда в газету.

И вот 1 сентября 1997 года я, вместо того, чтобы пойти в школу, приехал в редакцию. Познакомился со всеми, а второго поехал писать о том, как идёт страда.

Он не испытывал страха перед редакционными авторитетами. Романтический образ журналиста, навеянный советскими фильмами, перед глазами был. А тут перед  ноябрьскими праздниками  пришёл в редакцию его коллега -  Андрей Мизеров, который  в школе посёлка Рощино тоже учительствовал. Он фотограф, Бреднев – корреспондент. Вместе первый год ездили по всему району. Не только о трудовых буднях писали. Находили и  темы, которые сулили неприятности.

- Один из таких случаев относится ко времени, когда начали в районе возводить храм, рассказывает  давнюю  историю Бреднев. - Мы приехали с фотокором в Вознесенку, где клуб попросту разрушался – полы гнилые, зимой холод. Идём мы по залу, слушаем «крики души» руководителя «учреждения культуры». И словно «довесок» к её рассказу: у сцены, гнилые доски не выдерживают мой вес, и я, совершенно не артистично  проваливаюсь вниз. В таком положении меня фиксирует Мизеров. На противопоставлении получилась критическая корреспонденция. А в администрации состоялся разговор, суть которого сводилась к следующему: клуб – это клуб, а религия - это вечное.

Впрочем, тот разговор не отбил охоту к написанию нелицеприятных для чиновников материалов. Разве что  более глубоко стал молодой корреспондент  вникать в проблемы. И, тем не менее,  «воспитывать» его  пытались ещё не раз. Кому нравится критика, пусть и справедливая?

Но как вскоре выяснилось, любимым газетным жанром у Владимира Николаевича  стал очерк, который, к сожалению,  в последние пять-семь лет исчез с газетных полос. «Не берусь рассуждать, почему так случилось,  -  говорит  Бреднев, - но это факт. Лучшими  теперь в России  стали  газеты, что широко используют на своих страницах инфографику. Текста к ней минимум, его заменяют яркие картинки. Интернет, клиповое мышление диктуют подобную подачу материалов».

«Апельсинка», новый контент и премия за политику         

И тут Бреднев заметил: «Да, люди мало читают, но они стали больше писать. Удивляет большое количество окололитературных, даже литературных, поэтических сочинений. На сайте «Проза.ру» называется цифра какого-то невероятного количества писателей, зарегистрированных сайтом на просторах России. Читателей теперь меньше».

Но ведь на  новых читателей и даже юных, был рассчитан  проект редакции «Сосновской нивы» – выпуск  журнала для детей «Апельсинка», который он курировал, став заместителем редактора.

- Это был проект редактора нашей «районки» Ирины Игоревны Русаковой. Я лишь активно поддерживал его. В «тучные» годы, деньги в редакции для новых изданий появились. Тогда и родились  идеи делать детский журнал «Апельсинка» и журнал для взрослых «Пригород». Если бы администрация Юревича поддержала в своё время  коллектив районной газеты, то, возможно, «Апельсинка» выходила бы и сейчас. И его читателями стали не только юные жители Сосновского района, но и города Челябинска.  К редакции примкнули бы авторы, которые пишут для детей именно хорошо, потому что для них нельзя писать плохо…

В 2008 году на журналистский конкурс «Вся Россия» редакция представила своё детище. Издание оценили профессионалы, «Сосновская нива» получила диплом. Увы, всё это в прошлом. Даже сама газета с 2019-го станет теперь еженедельником. Что это? Тенденция к «вымиранию» печатной прессы?

- Я думаю, что печатная версия газеты всё равно не умрёт, - убеждён Бреднев. - История полна повторов. Когда-то говорили, что появление кинематографа убьёт театр,  с приходом телевидения предрекали скорую кончину и тому, и другому виду искусства. Однако, как видите, этого не произошло. Но в каждом случае есть  своё «но». Возможно,  не все газеты останутся на рынке. Вот «Сосновская нива», которая  живёт рядом с мегаполисом. Многие жители района работают в городе, живут его проблемами, домой возвращаются переночевать. Нам в связи с этим следует контент городской тематики привлекать на страницы районки.  Может, это будут городские новости, культурная хроника, информация  о том, куда предпочтительнее сходить пообедать, где провести досуг. Если, скажем,  мы треть жителей Кременкульского  поселения заинтересуем новациями, и они станут выписывать газету, читать её – это будет существенной  для нас поддержкой. 

- А если чаще станем игнорировать информацию о деятельности чиновников, которые «борются» с проблемами путём организации разного рода заседаний и совещаний, то это прибавит  нам авторитета, - добавляет он.

- Вы ведь победили в недавней политической кампании, названной «Почему я иду на выборы»…

- Когда меня поздравляли, я сначала не понял с чем. Оказалось, что редакция представила мои материалы на конкурс, что явилось для меня неожиданностью. Понятно, когда бывший глава района Владимир Котов меня награждал: 50 лет мужику, двадцать лет в газете, какие-то заслуги есть. Знаете, этим, когда примешь грамм 150, начинаешь хвастаться. Но к публичной оценке своих  творческих трудов я отношусь сдержанно. Однако  было очень приятно, когда председатель областного Союза журналистов Ольга Владимировна Давиденко  ходатайствовала перед Москвой о моём награждении почётным знаком «За заслуги перед журналистским сообществом», потом  приехала в райцентр, публично вручила его.

А журналистская премия за политику?.. Ну, наверно, выполнил свою работу чуть лучше, чем кто-то другой.

«Прочитал. Но не Чехов…»

- Меня больше радовали награды литературные, - продолжает «оправдываться» Владимир Николаевич, - хотя их не так  много. Среди них  два выигранных конкурса, объявленных  писательскими  организациями. Напечатал меня журнал «Север», чему я был очень рад. Вот  американский русскоязычный сайт «Лексикон» опубликовал рассказ «Тоська». Вышли в свет книги «Хороший ученик. Повести и рассказы», «Крик-пуля на мехеленского рябчика. Рассказы весёлые и не очень»…

- Литература как отдушина, бегство от текучки?..

- У меня, как у каждого журналиста бывают кризисы. Наступает момент, когда я, например,  уже не могу рассказывать о том, как чиновники борются с лесными пожарами, заседая в разных комиссиях. Тогда отчасти спасают литературные ночные бдения. Но с мая по конец сентября я не могу себе позволить их: дом, огород и так далее. А вот с 1 октября до марта и дети, и супруга после девяти вечера меня не трогают…  Мои рассказы не идеальные. Есть что-то, что я хочу облечь в литературную форму, сделать героев жизненными, с разными характерами, взглядами, поступками. Бывает, начнёшь писать, а герои сами, помимо воли ведут меня к финалу повествования. А иногда точку поставишь и видишь не так что-то, и некоторые слова не те. Положишь на пару месяцев рукопись в стол,  «отлежаться»…

- Есть отклики на ваши рассказы?..

- Есть отклики и одобрительные, и отповеди. Но ни один литературный критик ко мне пока так и не заглянул.

- А родители  как относятся к творчеству сына?

- Когда мы переезжали, мама нашла папочку, где  отец хранил вырезки с моими литературными опытами. Я даже не знал о том, как он бережно относится к написанному мной. Каким образом он находил всё  - не догадываюсь. И если он прочитал  от начала до конца, значит,  ему было интересно, что сын написал. Но всегда относился к написанному критически: «Да, прочитал. Но не Чехов». Не знаю, почему Чехов? Дома сочинений этого писателя у нас не было…

Юрий ВИШНЯ, член Союза журналистов России с 1972 года

 

Владимир Николаевич БРЕДНЕВ (р. 15 августа 1965 года в селе Большое Баландино  Сосновского района Челябинской области), журналист, писатель, публицист. Член Союза журналистов России (2002).  Окончил ЧГПИ (1986), 11 лет работал учителем русского языка, литературы, истории в Б-Баландинской школе. В 1997 году напечатал свой первый очерк в Сосновской районной газете «Заветы Ленина» (ныне «Сосновская нива»), серьёзно занялся литературным творчеством. Корреспондентский стаж – 21 год. Сегодня В.Н.Бреднев заместитель главного редактора по коммерции и развитию, руководитель печатного производства  редакции. Автор статей в  журнале «Уральский следопыт», «Учительской газете», в электронных СМИ. Стихи и проза вошли в сборники «У камина», «Знакомство», «Радость», «Берёз уральских шум», «С любовью к жизни», «По совместительству поэт» и другие.  Рассказ «Хороший ученик» был опубликован в общероссийском литературном журнале «Север».  Автор двух краеведческих сборников «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд», «Долгодеревенское: вчера, сегодня, завтра».

В 2014 году рассказ Владимира Бреднева «Тоська» опубликован русскоязычным сайтом «Лексикон» (г. Чикаго).

В 2016 году в ООО «Издательские технологии» вышла книга «Хороший ученик. Повести и рассказы». Лауреат II районной литературной премии им. Галимова Саляма (2012). Лауреат конкурса СМИ «Вся Россия»-2008. Лауреат губернаторских конкурсов СМИ. Дипломант конкурса ЗСО «Золотое перо», а также Всероссийских  литературных конкурсов «Белая скрижаль», «Триумф короткого сюжета».

Награждён почётным знаком «За заслуги перед профессиональным сообществом» Союза журналистов Российской Федерации (2015).

В 2018 году стал победителем во  Всероссийском конкурсе «Почему я иду на выборы» на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов президента Российской Федерации 18 марта 2018 года, с материалом «Об агрессивном меньшинстве и жирафе, которому видней».

Увлекается  историей Южного Урала, любительской археологией, краеведением, автопутешествиями, рыбалкой и разведением цветов. 

Комментарии (0)

Внимание! Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает администратор сайта
captcha