Главная / Новости / 2018 / Июль / Светлана Симакова: «Если бы не журналистика, то я стала бы капитаном дальнего плавания»

Светлана Симакова: «Если бы не журналистика, то я стала бы капитаном дальнего плавания»

Очерки для сборника «Имена и времена»

Своим практикантам всегда говорила: «Читайте Сергея Довлатова, чтобы говорить со своими читателями на нормальном языке»…    

 

Удивительное  дело: буквально по одной улице ходим, но не встретились ни разу. И что я знаю о коллеге, в недавнем прошлом обозревателе сайта «74.ru» Светлане Симаковой,  где она была куратором  спецпроектов, связанных с развитием общества, образованием, культурой, вела  важную для портала рубрику «Гость редакции»?.. А её блестящие, запомнившиеся многим интервью с  Виктором Сухоруковым, Владиславом Крапивиным,  Екатериной Максимовой, Станиславом Бэлзой, другими деятелями культуры, обществоведами, политиками. Светлана Викторовна неоднократно отмечена премиями разных достоинств. Но все они  лишь свидетельства  её профессионализма.  Чтобы подняться к его вершинам,  нужно было преодолеть лестницу из множества ступенек 

Шаги по лестнице, ведущей вверх 

Начнём танцевать «от печки», которая была в доме, в городе Верхний Уфалей, где родилась Светлана. Вернёмся в пору её счастливого  детства.  Испытаем  радость от этого...   

Пока муж моей собеседницы Александр священнодействует  над кофе,  пытаюсь, глядя на Светлану,  представить, какой   она была в детстве. В разговоре выясняется: похожей  на  героиню  известного стихотворения Агнии Барто, у которой: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок -  мне петь охота». 

Во  втором классе любознательная девочка  сама себя записала в музыкальную школу, сдала экзамены и… поступила. Родители - в ступоре. Мама чуть не плакала: «Ты же нас поставила перед фактом. У нас ведь  нет денег, чтобы купить пианино. Где ты будешь заниматься?»  Ситуацию разрядил дед Ананий Иванович. Сказал: «Хватит ныть! – смеётся Светлана. -  И купил мне инструмент.     У меня классный был дед. Он держал пасеку, разводил пчёл,  был известным в городе человеком. Его очень уважали. Недаром мой единственный псевдоним  – Светлана Ананьева».  

 Дальше воспоминания «взрослеют». 

- Где-то в классе восьмом я училась, когда к нам из Екатеринбурга на практику в городскую газету приехала студентка. Пришла в нашу школу, увидела стенгазету, которую мне поручили  редактировать, и предложила писать зарисовки. С этого началось моё «писание» в газету: студентка  стала моей «крёстной матерью» в  журналистике.  

И после школы Светлана поехала поступать в  Уральский госуниверситет, где училась её первая наставница. Прошла творческий конкурс, но «запорола» немецкий язык  - сдала на «тройку». Балла не хватило, чтобы на очное отделение поступить.  Сразу перевелась на заочное.  Зачем  год  терять?  

В районной газете «Заветы Ленина» (нынешней «Сосновской ниве») оказалась вакансия.  Свету  зачислили в штат корреспондентом, а  через год  назначили заведующей отделом культуры, быта и писем. 

- И мне уже не захотелось учиться очно, - признаётся со смехом Светлана. – Я работала, ездила, как многие,  на экзаменационные сессии.  Вполне свободный и самостоятельный человек.  

Весной 1980-го  она нашла свою половинку,  вышла замуж, а через  два года родилась дочь Маша, ещё через два - сын Илья. Молодая семья  перебрались в город, и  до момента, когда дети пошли в школу, работала Светлана Викторовна мамой, вела домашнее хозяйство. 

Но прозвенел школьный звонок,  и  как раз в это время  директор кузнечно-прессового завода  загорелся идеей создать на предприятии «своё» радио.  И, разумеется,  потребовался человек, который способен  осуществить задуманное. Так Светлана Симакова впервые окунулась, помимо  творческой,   ещё и в организационную работу. Но,  забегая вперёд, скажу,  хоть и было это делом для неё новым,  справилась. Научилась  работать с магнитофоном, монтировать передачи, вставлять в трек музыку. Как сказали бы раньше, стала специалистом широкого профиля. 

Ещё одна жизненная ступенька – агентство «Уралпресс», куда Светлану позвала журналист Ирина Дурманова. 

- По правде говоря, - признаётся Светлана, - мне никогда не была интересна редакторская работа. Самой хотелось создавать, писать, встречаться с людьми. 

А потом в трудовой биографии  появился журнал «Челябинск», где Симакова не задержалась: издание было напичкано рекламой, и  журналисту  с  наметившимися  масштабными,   творческими идеями  там быстро стало тесно. 

Когда российский еженедельник «Деловой Урал» возродился, главный редактор  Геннадий Лубнин позвал Светлану Симакову на должность редактора  отдела культуры. Концепция издания аналитические статьи, журналистские расследования.   Это ещё одна ступенька карьерной лестницы, на которой мы сделаем творческую передышку… 

До свидания, Америка! Здравствуй, «Вечёрка»! 

Дочка Маша научилась читать раньше,  чем мама в детстве – в три года, и в  школе училась отлично, выиграла  объявленный в США конкурс и  решила ехать  туда учиться, хоть здесь ей ещё оставалось два года до выпускных экзаменов. Как девочку  одну отпускать?  

Мужу  Светланы сделали рабочую визу,  и  они   отправились  за океан. Там прожили три с «хвостиком»  года. Александр работал   на небольшом предприятии по своей основной специальности – инженер-электрик. Дожились до того, что и сын Илья там окончил школу. Брат и сестра  поступили в университет на полный грант, иными словами  им дали возможность  учиться бесплатно.  

После  американской трагедии 11 сентября 2001 года– террористической акции «Аль-Каиды», многое усложнилось, дела у Александра пошли под гору. Но у детей всё устроилось,  так что супруги Симаковы  без сожаления покинули страну.   

- Я сразу пришла в «Вечёрку», - рассказывает ещё об одном жизненном этапе Светлана. – Олег Грачёв тогда был редактором, считаю его при всех недостатках самым лучшим своим редактором. Он любил газету, журналистов, ценил их труд. Так вот, захожу к нему в кабинет: «Олег,  я  очень хочу работать. Но представляешь: три года в Америке сидела, ничего не делала». «Какие вопросы, - говорит. – Завтра выходи на работу».  

Я вышла и стала редактором отдела культуры.  Здесь, в «Вечернем Челябинске»  с  2002 по 2008 год, опубликована   большая часть моих интервью. Наверно, нет  ни одного номера, где у меня не было бы три полосы. Очень много работала. А что?  С мужем мы вдвоём. Работай, да работай. Я приезжала домой ночью, уезжала рано утром, ходила на все концерты, спектакли, выставки, встречалась с людьми. Сама поражаюсь, откуда силы брались. Видимо, этот «творческий отпуск»  в Америке меня как-то зарядил.    

А потом пришел век интернета 

Редактор   «74.ру»   Сергей  Крапивин принял её на работу без колебаний.  Там  до пенсии и проработала Светлана Викторовна и  считает, что «74-ка» был самым счастливым этапом её   творческой жизни.  На  портале  тоже наблюдался перекос в сторону рекламы, но так как команда там собралась  хорошая, ей всегда давали карт-бланш. И культура, и аналитика,  и большие проекты были Симаковой  подвластны. К тому периоду относятся  и её материалы о творчестве  художников  Челябинска.  Портал организовал   в лучшем зале гостиницы «Малахит» выставку молодых живописцев, что стало ударным завершением проекта, за что отдельная благодарность  Крапивину: он нашёл для этого средства.  Этот проект Симакова считает одним из лучших среди других своих  проектов. 

Но многие пишут о театре, музыке. Они, так сказать, узкие специалисты.  У Светланы Викторовны собеседники широкого круга. Её коллега, Артём Краснов,   говорил: «Света, я поражаюсь, ты  пишешь про автомобили, как профессиональный водитель». «В то время я была начинающим водителем, - говорит она. – Но не в этом дело.  Не хочется выглядеть глупой, когда говоришь с профессионалами, поэтому перед такими встречами тему разговора приходилось изучать досконально, «нарою» необходимую для беседы  информацию, приготовлюсь  основательно к ней,  и всё – пошла. Думаю, что каждый журналист, если он любит свою работу, поступает так же».    К этому хочется добавить эпизод, который говорит о подготовке корреспондентки Симаковой к работе. Он относится к началу журналистской деятельности Светланы. 

-  Я пришла к заместителю редактора  «Вечернего  Челябинска» Александру Ляпустину. Мне надо было написать для зачёта проблемный материал. Он говорит: «Так, давай-ка поезжай на Вторчермет. Там какой-то «затык» между  ним и ЧМК. Что-то серьёзное происходит. Попробуй разобраться. Может, получится». Принесла Александру Ивановичу написанное. «Ну, ты даёшь! Хороший материал!»- только и сказал он и  отдал ему «подвал» второй и третьей полос «Вечёрки».   

Как вы понимаете, глубокий производственный конфликт – это вам не рецензия на спектакль.  Одно дело музыка, театр, кино, живопись. Темы, как бы это помягче сказать, «женские» в определённой степени. Но инженерно-техническая тематика, которой с лёгкостью овладевает  при необходимости студентка Симакова!.. Это уже высший журналистский пилотаж.   

- А как родители отнеслись к решению дочери быть журналистом? 

- Наши родители ( у меня две сестры) никогда не запрещали детям быть самостоятельными, не докучали жизненными советами. А я была «на отличку» самостоятельной, - возвращается в детские годы Светлана. -  Научилась читать и писать в четыре с половиной года. Мама тогда очень долго лежала в больнице, и мы  с папой сидели и писали ей письма.  До этого отец мне показал буквы, я моментально усвоила основы грамоты. Мне было так интересно! Папа обожал читать. Прекрасно  знал литературу. В  пять лет повёл меня в библиотеку, записал, советовал какие  книжки читать. Я всё перечитала о путешествиях, об открытиях, об экспедиции Седова…  

Отец мне купил книжку  о первой в мире женщине – капитане дальнего плавания Анне Ивановне Щетининой. Я прочитала её, и мечта стать похожей на неё  поселилась в моём сердце надолго.  

Но, в конце концов, желание быть журналистом победило стремление выйти на капитанский мостик.  

Любимый жанр - интервью

- Некоторые мои коллеги говорят: фи, это же «неча делать». А вы попробуйте.  

-  Вы приходите к именитым людям,  они, естественно,  вас не знают. Когда они начинают  журналисту доверять  и  становиться  откровенными в разговоре? – допытываюсь я. 

- Я не знаю… Приехал в Челябинск  на мацуевский фестиваль Святослав Игоревич Бэлза,  филармония предложила мне сделать с ним интервью.      Честно признаюсь, я страшно нервничала. Бэлза – такая фигура: эрудит, профессионал высочайшего класса, владеет языком великолепно И кто я? Но у нас с ним возникли отношения доверительные буквально через три минуты. После моего первого вопроса он заговорил – и всё. Мы с ним просидели два часа. Он отложил дела. Сказал даже: «Я попозже пообедаю». Мы потом  с ним говорили просто обо всём. 

А на следующий год кто-то с телевидения попросил его дать интервью, и через пять минут Святослав Игоревич   выгнал съёмочную группу из кабинета.  

Я не знаю каких-то особых секретов, приёмов…  Но, во-первых,  считаю, что ты должен быть в теме, куда бы  ни  шёл. Во-вторых, любить надо того, к кому идёшь, даже если он тебе незнаком. Добейся,  каким угодно способом,  чтобы после 2-3 минут разговора на тебя смотрели так, будто сто лет знают. Должны возникнуть флюиды какие-то. Ты пришёл к человеку  с любовью, с открытой душой, ты его обожаешь, ты ценишь то, что он делает. И всё! И он  это почувствует. Мне так кажется.    

Вот Виктор Сухоруков. Я  в него просто влюбилась. Прочитала где-то  интервью и думаю:  «Господи, как же я хочу с ним поговорить». И тут  он приезжает в Челябинск на кинофестиваль. Подхожу к продюсеру, организатору фестиваля  Вячеславу Шмырову и говорю: «Если вы мне не дадите поговорить с Сухоруковым, я умру». (Смеётся).   «Ну Света, - подыгрывает мне Шмыров, - разве я дам тебе умереть!». И вот он посодействовал   провести это единственное интервью.  Но  это было даже не интервью!  Это был разговор двух влюбленных в кино людей.  Такое же ощущение после интервью с Леонидом Парфёновым, который приезжал на Урал на съемки проекта «Опорный край державы». Ну и конечно, журналисту надо много читать. Своим практикантам я всегда говорила: «Читайте  Сергея Довлатова, чтобы говорить со своими читателями на нормальном языке».    

Всё течёт, всё изменяется 

- В  начале девяностых люди стали говорить, раскрываться в беседе, это же была сказка. Я и по два, и по три часа разговаривала. А сейчас уже пошла обратная реакция. Я дорабатывала последние месяцы на «74-ке», вела проект семейный: тема  - семья, любовь. И вижу: люди стали замыкаться. А чиновники,  депутаты, бизнесмены уже совсем не хотят говорить с журналистом, какие бы темы им не предлагались.  

- Ну с чиновниками понятно… Оградили себя пресс-службами… 

- Да, вот последнее интервью с губернатором Борисом Дубровским, которое мы хотели опубликовать на портале. Написала вопросы, отправила, вроде всё согласовали. Мы с ним шикарно поговорили. Он так раскрылся, показался мне человеком искренним. И потом - бац! Пресс-служба  всё вывернула наизнанку. Появились и другие вопросы и другие ответы… 

«Золотой гонг». А  дальше?.. 

- Но вернёмся к нашим ступенькам. Начинали, наверно, не с интервью, а с написания заметок…    

-  Надо осваивать на первых порах  информационные жанры. Для корреспондента районной газеты это очень важный период. Но  вот первый серьёзный материал:  сын выгнал мать из дома. Её приютили в «общаге». Я об этой ситуации  написала очерк, постаралась понять и её, и сына, и невестку. Ситуация была ещё необычна тем, что всё случилось в башкирской семье, где родовые отношения всегда крепкие.  Для меня, незамужней тогдадевочки это было потрясение.  Я пыталась понять: почему это стало возможным? Наверно, мне это удалось.  Премию за материал получила. 

Рассматриваем газеты  с публикациями Светланы.   Каждый год «Вечёрка» проводила конкурсы, некоторые материалы Симаковой сохранились в папках, отправляемых жюри.  

- Вот за эту статью «Отчего балерины сходят с ума» я получила в 2005 году всероссийскую  премию «Золотой гонг». Советский и российский  литературовед, декан факультета  журналистики МГУ Ясен Николаевич Засурский - «вечный Кощей Бессмертный русской журналистики»,   как его гласно и негласно зовут, подписал дорогой мне диплом. Важно, что «Вечерний Челябинск»  такие  материалы когда-то печатал. Вот интервью с Илзе Лиепа, - раскрывает Света  прозрачный файл, - с Екатериной Максимовой, Еленой Образцовой. Жаль, что теперь для таких публикаций всё меньше отводится места.  

- Обо всём  ли написали, есть  ещё порох в пороховницах? 

- Последний проект на 74.ru – рассказ о районах Челябинска. Я сама узнавала  город и по-новому открывала его для себя. Про каждый район написала огромный материал. Эта работа подарила   множество встреч с разными людьми.  Всё это уникальный труд, в основе которого история и современность. Сейчас работаю с  Лидией Садчиковой, пишу немного для журнала «Модная классика». 

А что будет дальше?.. Не станем загадывать. 

                                                                                                    

 Юрий ВИШНЯ, заслуженный работник культуры РФ 

 

Светлана Симакова, журналист. Родилась в 1959 году в Верхнем Уфалее Челябинской области. Окончила Верхне-Уфалейскую среднюю школу № 1, факультет журналистики Уральского государственного университета имени Горького. В 1989-1992 годах работала редактором радио на ЧКПЗ. С 2002 года – редактор отдела культуры ЗАО «Издательский дом «Вечерний Челябинск», с 2008 года – обозреватель спецпроектов 74.ru.  В Союз журналистов вступила в 1999 году, будучи сотрудником газеты «Деловой Урал». В 2005 году стала лауреатом Всероссийского конкурса журналистов «Золотой гонг», в 2013 году – лауреатом премии «Золотая лира» администрации города.

 

Комментарии (0)

Внимание! Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает администратор сайта
captcha

Авторская колонка

Пресс-релизы