Светлана Симакова: «Если бы не журналистика, то я стала бы капитаном дальнего плавания»
Очерки для сборника «Имена и времена»
Своим практикантам всегда говорила: «Читайте Сергея Довлатова, чтобы говорить со своими читателями на нормальном языке»…
Удивительное дело: буквально по одной улице ходим, но не встретились ни разу. И что я знаю о коллеге, в недавнем прошлом обозревателе сайта «74.ru» Светлане Симаковой, где она была куратором спецпроектов, связанных с развитием общества, образованием, культурой, вела важную для портала рубрику «Гость редакции»?.. А её блестящие, запомнившиеся многим интервью с Виктором Сухоруковым, Владиславом Крапивиным, Екатериной Максимовой, Станиславом Бэлзой, другими деятелями культуры, обществоведами, политиками. Светлана Викторовна неоднократно отмечена премиями разных достоинств. Но все они лишь свидетельства её профессионализма. Чтобы подняться к его вершинам, нужно было преодолеть лестницу из множества ступенек
Шаги по лестнице, ведущей вверх
Начнём танцевать «от печки», которая была в доме, в городе Верхний Уфалей, где родилась Светлана. Вернёмся в пору её счастливого детства. Испытаем радость от этого...
Пока муж моей собеседницы Александр священнодействует над кофе, пытаюсь, глядя на Светлану, представить, какой она была в детстве. В разговоре выясняется: похожей на героиню известного стихотворения Агнии Барто, у которой: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок - мне петь охота».
Во втором классе любознательная девочка сама себя записала в музыкальную школу, сдала экзамены и… поступила. Родители - в ступоре. Мама чуть не плакала: «Ты же нас поставила перед фактом. У нас ведь нет денег, чтобы купить пианино. Где ты будешь заниматься?» Ситуацию разрядил дед Ананий Иванович. Сказал: «Хватит ныть! – смеётся Светлана. - И купил мне инструмент. У меня классный был дед. Он держал пасеку, разводил пчёл, был известным в городе человеком. Его очень уважали. Недаром мой единственный псевдоним – Светлана Ананьева».
Дальше воспоминания «взрослеют».
- Где-то в классе восьмом я училась, когда к нам из Екатеринбурга на практику в городскую газету приехала студентка. Пришла в нашу школу, увидела стенгазету, которую мне поручили редактировать, и предложила писать зарисовки. С этого началось моё «писание» в газету: студентка стала моей «крёстной матерью» в журналистике.
И после школы Светлана поехала поступать в Уральский госуниверситет, где училась её первая наставница. Прошла творческий конкурс, но «запорола» немецкий язык - сдала на «тройку». Балла не хватило, чтобы на очное отделение поступить. Сразу перевелась на заочное. Зачем год терять?
В районной газете «Заветы Ленина» (нынешней «Сосновской ниве») оказалась вакансия. Свету зачислили в штат корреспондентом, а через год назначили заведующей отделом культуры, быта и писем.
- И мне уже не захотелось учиться очно, - признаётся со смехом Светлана. – Я работала, ездила, как многие, на экзаменационные сессии. Вполне свободный и самостоятельный человек.
Весной 1980-го она нашла свою половинку, вышла замуж, а через два года родилась дочь Маша, ещё через два - сын Илья. Молодая семья перебрались в город, и до момента, когда дети пошли в школу, работала Светлана Викторовна мамой, вела домашнее хозяйство.
Но прозвенел школьный звонок, и как раз в это время директор кузнечно-прессового завода загорелся идеей создать на предприятии «своё» радио. И, разумеется, потребовался человек, который способен осуществить задуманное. Так Светлана Симакова впервые окунулась, помимо творческой, ещё и в организационную работу. Но, забегая вперёд, скажу, хоть и было это делом для неё новым, справилась. Научилась работать с магнитофоном, монтировать передачи, вставлять в трек музыку. Как сказали бы раньше, стала специалистом широкого профиля.
Ещё одна жизненная ступенька – агентство «Уралпресс», куда Светлану позвала журналист Ирина Дурманова.
- По правде говоря, - признаётся Светлана, - мне никогда не была интересна редакторская работа. Самой хотелось создавать, писать, встречаться с людьми.
А потом в трудовой биографии появился журнал «Челябинск», где Симакова не задержалась: издание было напичкано рекламой, и журналисту с наметившимися масштабными, творческими идеями там быстро стало тесно.
Когда российский еженедельник «Деловой Урал» возродился, главный редактор Геннадий Лубнин позвал Светлану Симакову на должность редактора отдела культуры. Концепция издания - аналитические статьи, журналистские расследования. Это ещё одна ступенька карьерной лестницы, на которой мы сделаем творческую передышку…
До свидания, Америка! Здравствуй, «Вечёрка»!
Дочка Маша научилась читать раньше, чем мама в детстве – в три года, и в школе училась отлично, выиграла объявленный в США конкурс и решила ехать туда учиться, хоть здесь ей ещё оставалось два года до выпускных экзаменов. Как девочку одну отпускать?
Мужу Светланы сделали рабочую визу, и они отправились за океан. Там прожили три с «хвостиком» года. Александр работал на небольшом предприятии по своей основной специальности – инженер-электрик. Дожились до того, что и сын Илья там окончил школу. Брат и сестра поступили в университет на полный грант, иными словами им дали возможность учиться бесплатно.
После американской трагедии 11 сентября 2001 года– террористической акции «Аль-Каиды», многое усложнилось, дела у Александра пошли под гору. Но у детей всё устроилось, так что супруги Симаковы без сожаления покинули страну.
- Я сразу пришла в «Вечёрку», - рассказывает ещё об одном жизненном этапе Светлана. – Олег Грачёв тогда был редактором, считаю его при всех недостатках самым лучшим своим редактором. Он любил газету, журналистов, ценил их труд. Так вот, захожу к нему в кабинет: «Олег, я очень хочу работать. Но представляешь: три года в Америке сидела, ничего не делала». «Какие вопросы, - говорит. – Завтра выходи на работу».
Я вышла и стала редактором отдела культуры. Здесь, в «Вечернем Челябинске» с 2002 по 2008 год, опубликована большая часть моих интервью. Наверно, нет ни одного номера, где у меня не было бы три полосы. Очень много работала. А что? С мужем мы вдвоём. Работай, да работай. Я приезжала домой ночью, уезжала рано утром, ходила на все концерты, спектакли, выставки, встречалась с людьми. Сама поражаюсь, откуда силы брались. Видимо, этот «творческий отпуск» в Америке меня как-то зарядил.
А потом пришел век интернета
Редактор «74.ру» Сергей Крапивин принял её на работу без колебаний. Там до пенсии и проработала Светлана Викторовна и считает, что «74-ка» был самым счастливым этапом её творческой жизни. На портале тоже наблюдался перекос в сторону рекламы, но так как команда там собралась хорошая, ей всегда давали карт-бланш. И культура, и аналитика, и большие проекты были Симаковой подвластны. К тому периоду относятся и её материалы о творчестве художников Челябинска. Портал организовал в лучшем зале гостиницы «Малахит» выставку молодых живописцев, что стало ударным завершением проекта, за что отдельная благодарность Крапивину: он нашёл для этого средства. Этот проект Симакова считает одним из лучших среди других своих проектов.
Но многие пишут о театре, музыке. Они, так сказать, узкие специалисты. У Светланы Викторовны собеседники широкого круга. Её коллега, Артём Краснов, говорил: «Света, я поражаюсь, ты пишешь про автомобили, как профессиональный водитель». «В то время я была начинающим водителем, - говорит она. – Но не в этом дело. Не хочется выглядеть глупой, когда говоришь с профессионалами, поэтому перед такими встречами тему разговора приходилось изучать досконально, «нарою» необходимую для беседы информацию, приготовлюсь основательно к ней, и всё – пошла. Думаю, что каждый журналист, если он любит свою работу, поступает так же». К этому хочется добавить эпизод, который говорит о подготовке корреспондентки Симаковой к работе. Он относится к началу журналистской деятельности Светланы.
- Я пришла к заместителю редактора «Вечернего Челябинска» Александру Ляпустину. Мне надо было написать для зачёта проблемный материал. Он говорит: «Так, давай-ка поезжай на Вторчермет. Там какой-то «затык» между ним и ЧМК. Что-то серьёзное происходит. Попробуй разобраться. Может, получится». Принесла Александру Ивановичу написанное. «Ну, ты даёшь! Хороший материал!»- только и сказал он и отдал ему «подвал» второй и третьей полос «Вечёрки».
Как вы понимаете, глубокий производственный конфликт – это вам не рецензия на спектакль. Одно дело музыка, театр, кино, живопись. Темы, как бы это помягче сказать, «женские» в определённой степени. Но инженерно-техническая тематика, которой с лёгкостью овладевает при необходимости студентка Симакова!.. Это уже высший журналистский пилотаж.
- А как родители отнеслись к решению дочери быть журналистом?
- Наши родители ( у меня две сестры) никогда не запрещали детям быть самостоятельными, не докучали жизненными советами. А я была «на отличку» самостоятельной, - возвращается в детские годы Светлана. - Научилась читать и писать в четыре с половиной года. Мама тогда очень долго лежала в больнице, и мы с папой сидели и писали ей письма. До этого отец мне показал буквы, я моментально усвоила основы грамоты. Мне было так интересно! Папа обожал читать. Прекрасно знал литературу. В пять лет повёл меня в библиотеку, записал, советовал какие книжки читать. Я всё перечитала о путешествиях, об открытиях, об экспедиции Седова…
Отец мне купил книжку о первой в мире женщине – капитане дальнего плавания Анне Ивановне Щетининой. Я прочитала её, и мечта стать похожей на неё поселилась в моём сердце надолго.
Но, в конце концов, желание быть журналистом победило стремление выйти на капитанский мостик.
Любимый жанр - интервью
- Некоторые мои коллеги говорят: фи, это же «неча делать». А вы попробуйте.
- Вы приходите к именитым людям, они, естественно, вас не знают. Когда они начинают журналисту доверять и становиться откровенными в разговоре? – допытываюсь я.
- Я не знаю… Приехал в Челябинск на мацуевский фестиваль Святослав Игоревич Бэлза, филармония предложила мне сделать с ним интервью. Честно признаюсь, я страшно нервничала. Бэлза – такая фигура: эрудит, профессионал высочайшего класса, владеет языком великолепно… И кто я? Но у нас с ним возникли отношения доверительные буквально через три минуты. После моего первого вопроса он заговорил – и всё. Мы с ним просидели два часа. Он отложил дела. Сказал даже: «Я попозже пообедаю». Мы потом с ним говорили просто обо всём.
А на следующий год кто-то с телевидения попросил его дать интервью, и через пять минут Святослав Игоревич выгнал съёмочную группу из кабинета.
Я не знаю каких-то особых секретов, приёмов… Но, во-первых, считаю, что ты должен быть в теме, куда бы ни шёл. Во-вторых, любить надо того, к кому идёшь, даже если он тебе незнаком. Добейся, каким угодно способом, чтобы после 2-3 минут разговора на тебя смотрели так, будто сто лет знают. Должны возникнуть флюиды какие-то. Ты пришёл к человеку с любовью, с открытой душой, ты его обожаешь, ты ценишь то, что он делает. И всё! И он это почувствует. Мне так кажется.
Вот Виктор Сухоруков. Я в него просто влюбилась. Прочитала где-то интервью и думаю: «Господи, как же я хочу с ним поговорить». И тут он приезжает в Челябинск на кинофестиваль. Подхожу к продюсеру, организатору фестиваля Вячеславу Шмырову и говорю: «Если вы мне не дадите поговорить с Сухоруковым, я умру». (Смеётся). «Ну Света, - подыгрывает мне Шмыров, - разве я дам тебе умереть!». И вот он посодействовал провести это единственное интервью. Но это было даже не интервью! Это был разговор двух влюбленных в кино людей. Такое же ощущение после интервью с Леонидом Парфёновым, который приезжал на Урал на съемки проекта «Опорный край державы». Ну и конечно, журналисту надо много читать. Своим практикантам я всегда говорила: «Читайте Сергея Довлатова, чтобы говорить со своими читателями на нормальном языке».
Всё течёт, всё изменяется
- В начале девяностых люди стали говорить, раскрываться в беседе, это же была сказка. Я и по два, и по три часа разговаривала. А сейчас уже пошла обратная реакция. Я дорабатывала последние месяцы на «74-ке», вела проект семейный: тема - семья, любовь. И вижу: люди стали замыкаться. А чиновники, депутаты, бизнесмены уже совсем не хотят говорить с журналистом, какие бы темы им не предлагались.
- Ну с чиновниками понятно… Оградили себя пресс-службами…
- Да, вот последнее интервью с губернатором Борисом Дубровским, которое мы хотели опубликовать на портале. Написала вопросы, отправила, вроде всё согласовали. Мы с ним шикарно поговорили. Он так раскрылся, показался мне человеком искренним. И потом - бац! Пресс-служба всё вывернула наизнанку. Появились и другие вопросы и другие ответы…
«Золотой гонг». А дальше?..
- Но вернёмся к нашим ступенькам. Начинали, наверно, не с интервью, а с написания заметок…
- Надо осваивать на первых порах информационные жанры. Для корреспондента районной газеты это очень важный период. Но вот первый серьёзный материал: сын выгнал мать из дома. Её приютили в «общаге». Я об этой ситуации написала очерк, постаралась понять и её, и сына, и невестку. Ситуация была ещё необычна тем, что всё случилось в башкирской семье, где родовые отношения всегда крепкие. Для меня, незамужней тогдадевочки это было потрясение. Я пыталась понять: почему это стало возможным? Наверно, мне это удалось. Премию за материал получила.
Рассматриваем газеты с публикациями Светланы. Каждый год «Вечёрка» проводила конкурсы, некоторые материалы Симаковой сохранились в папках, отправляемых жюри.
- Вот за эту статью «Отчего балерины сходят с ума» я получила в 2005 году всероссийскую премию «Золотой гонг». Советский и российский литературовед, декан факультета журналистики МГУ Ясен Николаевич Засурский - «вечный Кощей Бессмертный русской журналистики», как его гласно и негласно зовут, подписал дорогой мне диплом. Важно, что «Вечерний Челябинск» такие материалы когда-то печатал. Вот интервью с Илзе Лиепа, - раскрывает Света прозрачный файл, - с Екатериной Максимовой, Еленой Образцовой. Жаль, что теперь для таких публикаций всё меньше отводится места.
- Обо всём ли написали, есть ещё порох в пороховницах?
- Последний проект на 74.ru – рассказ о районах Челябинска. Я сама узнавала город и по-новому открывала его для себя. Про каждый район написала огромный материал. Эта работа подарила множество встреч с разными людьми. Всё это уникальный труд, в основе которого история и современность. Сейчас работаю с Лидией Садчиковой, пишу немного для журнала «Модная классика».
А что будет дальше?.. Не станем загадывать.
Юрий ВИШНЯ, заслуженный работник культуры РФ
Светлана Симакова, журналист. Родилась в 1959 году в Верхнем Уфалее Челябинской области. Окончила Верхне-Уфалейскую среднюю школу № 1, факультет журналистики Уральского государственного университета имени Горького. В 1989-1992 годах работала редактором радио на ЧКПЗ. С 2002 года – редактор отдела культуры ЗАО «Издательский дом «Вечерний Челябинск», с 2008 года – обозреватель спецпроектов 74.ru. В Союз журналистов вступила в 1999 году, будучи сотрудником газеты «Деловой Урал». В 2005 году стала лауреатом Всероссийского конкурса журналистов «Золотой гонг», в 2013 году – лауреатом премии «Золотая лира» администрации города.
Комментарии (0)