Журналистика и инновации
Эрик Кириллов
Сложилась такая ситуация, когда интеллектуальный потенциал не достаточно востребован, или вообще не востребован. Необходимо изобретения и новые технологии сделать коммерчески успешными (чтобы они в условиях конкурентного рынка приносили прибыль) с пользой для общества, т.е. инновационная деятельность должна быть активирована и востребована. В Челябинской области около четырех тысяч кандидатов и докторов наук. Такой огромный научный потенциал – интеллектуальные терабайты мощнее, чем в Силиконовой долине в Калифорнии, а инновации особенно не ощутимы. От этих идей нет никакой выгоды.
Реальная деятельность, когда интеллектуальное творчество взаимодействует с обществом. Это необходимый и сложный процесс. Человеку, который развивает идею, имеющую коммерческий потенциал, необходима экономическая, юридическая и организационная поддержка. Возникает вопрос: почему этот огромный интеллектуальный потенциал не востребован? Не надо никого привлекать со стороны и пользоваться чужими мозгами. Надо очень грамотно и целенаправленно организовывать инновации на месте с привлечением для них инвестиций. Все зависит от профессионализма руководителей и их способности воспринимать новое во имя благосостояния общества. Медиатором инновационной деятельности (привлекать внимание с научной точки зрения) должны члены общества – журналисты, используя современные мультимедийные средства. Они должны привлекать в качестве авторов научных работников, бизнесменов, экономистов, представителей Торгово-промышленной палаты и вообще толковых людей для создания конструктивного диалога между участниками инновационной деятельности. Провоцировать общественные дискуссии и призывать к совместному поиску решений.
Кроме того, надо уметь видеть и описывать инновационную деятельность с разных сторон, представляя общественности различные точки зрения для лучшего восприятия и понимания проблемы. Следует отметить, информация в традиционной журналистике концентрируется на тематике и на технологическом аспекте, а не на инновациях, где более широкое понятие, проникающее во все сферы жизни общества. Например: журналист Financial Times Том Форенски освещал инновационную деятельность в Силиконовой долине более 20 лет. Это дает свои плоды. Не учитывать и не использовать этот фактор на пути к формированию инновационного общества просто нельзя. Из отечественных СМИ известно, что Россия оказалась в сильнейшей зависимости от нефти и газа, где показатели роста ее экономики повышаются и падают вместе с ценами на нефть и природный газ.
Чтобы освободиться от этой зависимости, необходимо производить высокотехнологичные продукты. Неспособность превращать интеллектуальные наработки в источники дохода (изобретение или новую технологию) оказааись серьезной проблемой. Без этого экономика не может развиваться и у общества возникнут серьезные проблем.
Если мое эссе в какой степени окажет помощь для деятельности Челябинского отделения Союза журналистов России, я буду благодарен моим оппонентам.
Эрик Кириллов, главный дизайнер проектов ПАО “ЧМК”, член Союза журналистов с 1963 года.
Комментарии (0)