Главная / Мнение, интервью / Ульяна Бисерова: «Однажды испытав радость творчества, уже трудно жить как-то иначе»

Ульяна Бисерова: «Однажды испытав радость творчества, уже трудно жить как-то иначе»

Главный редактор журнала «Деловой квартал-Челябинск», писатель Ульяна Бисерова рассказала о своей профессии, книгах и о том, как много удается успевать, если этого действительно хочешь.

- Почему вы решили стать журналистом? Давно об этом мечтали или так сложились обстоятельства?

- В восьмом классе я пришла в центр детских СМИ «Я и Мы», который был во Дворце творчества детей и юношества в Копейске. Мечты стать журналистом на тот момент не было, но все это казалось увлекательным: мы писали заметки в городскую газету и выпускали собственное печатное издание, снимали телесюжеты, записывали программы для радио. И чем больше я погружалась в специфику, чем больше узнавала профессиональные секреты, тем сильнее убеждалась - это мое призвание. Ну, а последней каплей стал фестиваль областных СМИ «Журналина» - захватила царящая там атмосфера братства, партнерства, а дружба, которая завязалась там, сохранилась до сих пор. Так что вопроса, куда поступать учиться после школы, уже не было, и сейчас, спустя двадцать лет, я не жалею о сделанном выборе.

- А с чего начался ваш профессиональный путь?

- Уже курсе на втором пришло осознание, что без ежедневной практики знания, которые нам дают на лекциях, так и останутся мертвым грузом. Журналистику приходится осваивать «в полях». Первой моей редакцией стала газета «Копейский рабочий», где, что приятно, ко мне с первого же дня относились без всяких скидок на возраст. На третьем курсе я пришла в «Челябинский рабочий» и попала в отдел новостей, где работали маститые журналисты - Сергей Крапивин, Сергей Блиновских, Сергей Куклев, Роман Грибанов. Это стало настоящей школой мастерства.

- Вы стали главным редактором «Делового квартала». Какие изменения произошли в издании с вашим приходом? 

- Главным редактором «Делового квартала» я стала чуть больше года назад. Всегда импонировало это издание благодаря независимой, взвешенной позиции. Конечно, самое ценное, что привносит каждый редактор и журналист - это свой круг экспертов, ньюсмейкеров, аналитиков рынка. Записная книжка в телефоне журналиста, подписчики его аккаунтов в соцсетях - это актив, ценность которого сегодня трудно переоценить. Ну и, как мне кажется, мне удалось расширить бизнес-повестку издания за счет важных общественных проблем, благодаря чему посещаемость и, что немаловажно, ядро сайта значительно возросли.

- Как журналисту приобрести нужные знакомства?

- Безусловно, посещать все профильные мероприятия и на кофе-брейке не бутерброды уплетать, а заниматься нетворкингом: подходить к спикерам, чьи выступления понравились, знакомиться, обмениваться контактами. Главное, не стесняться, это тоже часть работы журналиста. Плюс, это только на первый взгляд кажется, что журналистов - армия и все на одно лицо. На самом деле круг узкий, все на виду. Честные профессионалы достаточно быстро становятся известны и ценятся высоко. Дорожите репутацией с первого дня.

- Чтобы стать успешным журналистом важны талант и работоспособность или полезные связи и умение договариваться?

- Талант ценен во все времена. Плюс настойчивость и работоспособность. И хорошо бы сразу попасть в качественное СМИ с хорошей школой. На начальном этапе это главная инвестиция в карьеру, которая обеспечит в будущем связи в профессиональной среде и с кругу экспертов, и уровень заработной платы здесь отходит на второй план. Ошибка многих молодых журналистов в том, что они неадекватно оценивают уровень своего профессионального мастерства и сразу же хотят иметь заработок на уровне как минимум 30 тысяч. В принципе, эти деньги можно заработать даже на фрилансе, но имя так не заработать. Мне кажется, правильный подход - выбрать узкую специализацию и стать экспертом в этой сфере. Быть многостаночником - тоже вариант, но, сидя на ленте новостей, быстро выгораешь.

- Что или кто вас вдохновляет в работе? Благодаря чему вы растете профессионально?

- Каким бы профи ты ни был, всегда остаются сияющие вершины мастерства. Я с удовольствием прочитала «Пиши, сокращай» Ильяхова и кучу приемов взяла на заметку. Или, допустим, стараюсь не пропускать записи интервью Дудя или репортажи Колесникова из «Коммерсанта».

- Как вы описали бы ситуацию с местной журналистикой? Есть чем гордиться и нужно ли равняться на федеральные СМИ? 

- Главная проблема местной журналистики, как мне кажется, в четкой аффилированности с властью. А редкие независимые издания, которые не сидят на контрактах, вынуждены в жесткой гонке за трафиком ориентироваться на желтые, скандальные инфоповоды, криминальную хронику и репортажи о ДТП. Можно написать блестящее интервью с ученым, педагогом или репортаж с открытия выставки, но это останется незамеченным в потоке треша.

- Расскажите, как давно и почему вас привлек писательский труд?

- Еще Довлатов подметил, что тот каждый журналист втайне или явно мечтает о лаврах писательской славы, а кто утверждает обратное - попросту врет. Первую книгу я написала, пока сидела в декретном отпуске - вдруг оказалась куча свободного времени, творческой энергии и усталости от быта, так что рукопись стала своеобразной дверью в Нарнию. Ну и, однажды испытав радость творчества, когда по воле твоей фантазии рождается целый мир, уже трудно жить как-то иначе. Я пишу книги для подростков, потому что, как мне кажется, то, что прочитано в детстве, оставляет глубокий след на всю жизнь, подспудно формирует мировоззрение и шкалу ценностей. Стараюсь, конечно же, не морализаторствать, а придумывать увлекательные истории с неявным подтекстом.

- О чем была Ваша первая книга? Что вдохновило на ее написание?

- Это волшебное фэнтези, где одинокая девочка оказывается в условном Средневековье и волшебном мире, населенном мифическими существами, чтобы спасти маму, которая из-за несчастного случая оказалась на грани жизни и смерти. А на самом деле - о принятии потери близких людей, о дружбе и предательстве, о храбрости и честности, о взаимопонимании между людьми разных поколений.

- Какие эмоции вы испытали, когда ваше первое произведение увидело свет?

- Это, наверное, можно сравнить с чувством, когда впервые видишь своего ребенка. С той лишь разницей, что малыша ты сразу же любишь всем сердцем, навсегда, со всеми его неповторимыми черточками внешности и характера, а в только-только вышедшей книге, которая еще остро пахнет типографской краской, как назло, начинают выпирать из всех углов огрехи, сюжетные дыры, откровенные ляпы и прочие неувязки. Хорошо еще, когда они видны только автору. Поэтому опубликованную книгу я мысленно «отрезаю» от себя и отпускаю в свободное плавание, ее дальнейшая судьба - уже не моя забота. Перечитать ее я вряд ли когда-нибудь уже отважусь. Гораздо важнее и приятнее, чем держать свою книгу в руках, когда приходят письма от людей, которые ее прочитали. И в соцсетях, и рукописные, с рисунками, поделками. Это трогает просто до слез.

- Какую глобальную задачу ставите перед собой как писатель?

- Мечтаю, чтобы однажды, лет через пятнадцать-двадцать, какой-то незнакомый человек при встрече со мной удивился: Вы - Ульяна Бисерова? Серьезно?!! Да я же вырос на ваших книгах!

- У вас вышла третья книга, она является продолжением первой?

- Да, третья книга - это история о возвращении Сашки в Гриндольф и Запредельный мир - и она стала старше, и испытания, которые подстерегают ее на каждом шагу - гораздо опасней. А вторая опубликованная книга – «Камень в моей руке» - это такое анти-фэнтези. Реалистичная фантазия о мире будущего, мире высоких технологий, генетических изменений и еще большей сегрегации общества.

- Ваши рекомендации тем, кто хочет писать книги, но по каким-то причинам еще этого не делает?

- Просто начать. И преодолеть себя, когда угодишь в великое серединное болото (а этого не минует никто), и замысел начнет казаться мелким, язык - корявым, а герои - картонными. Преодолеть и завершить этот невероятное путешествие в намеченной точке, потому что это изменит вас навсегда, перевернет все ваши знания о мире и о себе самом и откроет источник чистой радости.

- Вы многодетная мама, как вам удается совмещать семью, работу, писательский труд? Может быть, есть особые секреты?

- Все просто: у меня есть маховик времени! Если серьезно, надо просто правильно расставить приоритеты, и все лишнее отпадет само собой. 

- Вы планируете весь свой день?

- Да, иначе вал дел просто погребет. Пока я была в декретном отпуске, я писала книги до глубокой ночи, когда все уже спали и было тихо. А сейчас я отвожу ребенка в школу к первой смене и скорей-скорей в офис: пока рабочий день еще не начался, не звонит телефон, никто не стучится в мессенджерах, можно заварить чаю и урвать пару часиков для вдохновения. И, поскольку я многодетная мама, то не могу позволить себе, к примеру, засиживаться допоздна в офисе - нужно же детей встретить, ужин приготовить, уроки проверить. Это здорово стимулирует продуктивно поработать в течение дня, чтобы закончить все неотложные дела к шести часам.

- Продолжите фразу: чтобы мечты сбывались, нужно…

- Очень много работать.

Комментарии (0)

Внимание! Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает администратор сайта
captcha