Главная / Мнение, интервью / СВЕТЛАНА ПЕРВАЯ. Памяти Светланы Ивановны Павлюк

СВЕТЛАНА ПЕРВАЯ. Памяти Светланы Ивановны Павлюк

Ирина Коломейская, член Союза журналистов России

Говорят, все женщины по внутренней природе делятся на королев и служанок. Светлана  Павлюк, конечно, из породы королев. Вот только, не знаю – какой тип «величеств» ей ближе?

           Наверняка, не Екатерины Медичи. Варфоломеевская ночь – не ее стихия.  Впрочем, инквизиторский дух Светлане Ивановне, думается, знаком.  Эта «инквизиция» - творческая. Прежде всего,  по отношению к себе. Но у  Светланы Павлюк и  замечательный круг единомышленников. Вот кто  представляет, что значит отправиться в неблизкую Португалию для подготовки программы о гастролях оркестра «Малахит» и привезти оттуда  чуть ли не всю страну, упакованную в километры видеоленты оператора Виктора Сосунова, сутками снимавшего под бдительным оком Светланы Павлюк. Или  что значит смонтировать полпрограммы  со звукорежиссером и ассистентом – Светланой Цвиловской,  инженером Ниной Вахрушевой,  а потом,  заметив лишний эпизод, перемонтировать все заново. Кто-то скажет: надо знать на берегу, куда собираешься плыть. Это не праздный вопрос для нашего телевидения с его ограниченными техническими ресурсами, с его микрофонами, пультами, головками, которые прихотливее тех, кто на них работает.  В общем,  поверить гармонию алгеброй во все времена сложно. А то, что после «головоломок» получается у Светланы Павлюк – это всегда результат поиска именно гармонии.

          В одной из последних программ цикла «Автограф для будущего» о Капе Плотниковой, дочери известного художника – Виктора Плотникова (это не первая встреча с  талантливой семьей – «Грустный романс мастера» - фильм  о главе семьи -  получил не одну награду на телеконкурсах)  есть очень красивый план. Вечерняя, в светящихся гирляндах, елка на площади Революции. Потом камера отъезжает, елка остается за окном, а в кадре – уютная домашняя обстановка: Капитолина с папой рисуют. А до этого эпизода уже была отснята вся программа с интервью,  бесконечно интересными куклами, которые танцевали, пели, разговаривали… Если учесть, что эстетически несовершенного кадра наша героиня не даст сделать, можно представить, как за день «вымотался» оператор – Виталий Черепанов. И вот, кажется, все! Но…  Режиссера озаряет «елочная» идея, и все безропотно не один час ждут, когда стемнеет, и зажгутся столь необходимые по художественному замыслу огни.

            Можно было обойтись без «рождественского» плана? Наверно.  Но Светлана Павлюк – не из тех, кто будет стоять у подножья горы, не дерзнув добраться до вершины. И это отнюдь не образное сравнение. В  замечательном цикле программ Светланы Павлюк с поэтессой Риммой Дышаленковой, (назову только «Золотые числа Пифагора», которые, как настольную книгу, надо иметь в каждой семье, или «Таинство родительского дня»),  одна из передач посвящалась Павлу Петровичу Бажову.  Так только за одни съемки Светлана Ивановна износила походные туфли!  Ей пришлось вместе с оператором не раз подниматься  на вершины описанных сказочником Уральских гор. И, оказалось, высота горы, измеренная ногами, совсем не та, что определена на карте. Дойти до вершины – своеобразное творческое кредо Светланы Ивановны. Поэтому каждая ее программа  это все новый и новый «подъем», культурное событие. Не случайно среди общей коллекции телевизионных дипломов нашей компании значительная часть – награды Светланы Павлюк, по которым можно изучать отечественную географию: Москва, Тюмень,  Воронеж, Ханты – Мансийск.

         При Екатерине Второй преследовалось свободомыслие. Вняв ошибкам сиятельной дамы, Светлана Ивановна свободомыслие приветствует всегда. Молоденькой выпускницей Челябинского педагогического она пришла на студию телевидения ассистентом режиссера. Внешняя привлекательность,  уровень культуры, располагающая манера общения быстро решили судьбу Светланы Павлюк. Ей предложили работать диктором. Пожалуй, в те времена это было равносильно получению «квоты» для вступления в партию. Диктор – это не только музыкальные концерты, приятное общение, это еще и  Первомайские демонстрации, и региональные выходы на Центральное телевидение, то есть ответственность колоссальная!  И пусть времена репрессий были позади, но за дикторские «ляпы», можно было тут же поплатиться любимой работой.

         О работе дикторов написано много. Предельная интонационная лаконичность речи и такой же аскетизм в одежде – таков дикторский «стандарт» тех лет. Никаких там вольностей не в мыслях, ни в рюшах! А Светлана Ивановна всегда одевается со вкусом,  и носки  ее туфель - обязательно по последней моде. И вот привозят ей из-за границы, из-за «железного занавеса», желтую(!)  с короткими рукавами(!) новомодную кофточку… В эфире это был вызов! Сознательное отстаивание права на собственный стиль. Нет, ей не «вкатили» выговор с занесением в личное дело,  хотя ситуация была близкой к этому.  Профессионализм  молодого диктора оказался весомым аргументом. А профессионалом Светлана была «столичного» уровня.  И вошла в плеяду самых  ярких челябинских дикторов, которых любили и узнавали так же,  как известных актрис. И узнают до сих пор! А как же иначе: дикторский стаж Светланы Павлюк на нашем телевидении самый большой среди всех ее коллег  – тридцать лет!              

         И почти все тридцать лет - в прямом эфире.  Не случайно, волнение  в прямом телевизионном эфире ученые сравнивают с ощущением космонавтов во время старта космического корабля. Это сегодня есть телесуфлер,  весь текст ведущих – у них перед глазами. А в первые годы телевидения дикторам приходилось запоминать объемы текста, сопоставимые с «Войной и миром». Война и мир соединялись  в сложных проблемных программах, практически современных ток-шоу, только опять же в те времена  были  девственно несовершенные условия работы.  К примеру, вся связь с выдающей режиссерской группой была через оператора. Сурдоперевод означал: взмах рук – начало программы, крест – конец.  Прямой эфир воспитывал характер Светланы Павлюк:  это жизнь без черновиков, когда ни один эпизод нельзя «переснять», это ответственность за каждое слово, за каждый поступок, это пожизненная обязанность быть в форме.        

         Долгие годы Светлана Ивановна преподавала на кафедре сценической речи тогда Института  культуры и искусств. Безусловно, преподавателем она была взыскательным, потому что и сама многое отдавала. Мне всегда интересно обсуждать с ней спектакли, концерты, книги. Высказывания моего собеседника совершенно нестандартны и непредсказуемы. Как – то она обронила фразу: попробуй не быть оригинальной, когда студенты  на каждом занятии ставят оценку за соответствие их представлению о педагоге.

         Наверное, еще более придирчивое тестирование  на состоятельность Светлана  Павлюк  проходила в интервью с Сергеем Юрским, Инной Чуриковой, Александром Калягиным,  Валентиной Талызиной. От результата теста всегда зависел уровень доверительности, а значит «градус» зрительского интереса к программам. И мне кажется, Светлана Ивановна  всегда находила свои тропинки рядом с мощеными проспектами  в подготовке подобных  передач.

         Мария Стюарт была казнена за поддержку восстания шотландской знати. Светлана Павлюк  всю жизнь была готова положить  голову на плаху за свою работу. Мои первые воспоминания о Светлане Ивановне связаны с программой «Киноафиша». Я была редактором  цикла и приносила ей готовые тексты. Жалко, что не осталось ни одного экземпляра «проработанного» ею сценария. Пометки орфографических и смысловых ударений, понижение или повышение интонации, корректировка некоторых слов для «своего» стиля речи, словом, это был сценарий в сценарии. Светлана Ивановна сама отсматривала все фрагменты из привезенных фильмов: вдруг во время прямого эфира остановится пленка, надо же знать, чем закончится эпизод. Вот такой уровень «затрат» на  далеко не самую сложную  телевизионную программу!

         Но, между прочим, именно такой «сверлящий» подход к программам  позволил Светлане Ивановне достаточно легко (во всяком случае,  внешне) проститься с ушедшей в историю эпохой дикторского телевидения и с таким же кодексом  ответственности перейти в авторы программ. Светлана Ивановна именно автор. Потому что она и пишет, и придумывает, и режиссирует свои программы. По второму образованию (Ленинградский  институт театра музыки и кино)  она -  режиссер. И даже вместе с театральным мэтром Анатолием Морозовым  в 1969 году поставила в «Манекене» спектакль «Солнце разлито поровну».  

         Так какое же «величество» подстать Светлане Павлюк? Она всегда, как говорится, шла в ногу сама с собой. Ее индивидуальность, ее собственный стиль, ее биография, наполненная такими жизненными спецэффектами…  Для нашего телевидения Светлана Ивановна -  так попросту… Светлана Первая.          

Комментарии (0)

Внимание! Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает администратор сайта
captcha

Авторские материалы в рубрике "Мнение" участвуют в конкурсе на лучшую публикацию! Итоги подводятся один раз в квартал. Автор лучшего материала, набравший наибольшее количество голосов, получит ценный приз и диплом I степени Союза журналистов Челябинской области. В рубрике "Мнение" размещаются статьи только членов Челябинского регионального отделения Союза журналистов России.

Отправить материал

Авторская колонка

Проба пера/
Юлия Маринчак, 11 класс, редакция журнала «Тинейджер» Центра внешкольной работы г. Челябинска:

Молодежная редакция – проводник в профессию

Я узнала у выпускниц редакции журнала «Тинейджер» Центра внешкольной работы г. Челябинска, которые поступили в челябинские вузы, как юнкоровский опыт повлиял на их выбор профессии и поиск своего места в жизни

Пресс-релизы