Молодежная редакция – проводник в профессию
Юлия Маринчак, 11 класс, редакция журнала «Тинейджер» Центра внешкольной работы г. Челябинска
В погоне за ответом на вопрос «Кем стать?» мы часто упускаем важный момент: как раз то, что нам нравится делать, и есть наше истинное предназначение. Часто именно секции, факультативы и кружки являются отражением настоящих желаний и точкой приложения умений. Я узнала у выпускниц редакции журнала «Тинейджер» Центра внешкольной работы г. Челябинска, которые поступили в челябинские вузы, как юнкоровский опыт повлиял на их выбор профессии и поиск своего места в жизни.
Мои собеседницы Карина Абдулина, Анна Токарева и Ангелина Шляпина сейчас учатся на первом, втором и третьем курсе факультета журналистики Челябинского госуниверситета, а Елена Щербакова и Валерия Ярховска – на втором курсе Института медиа и социально-гуманитарных наук Южно-Уральского госуниверситета.
Чему вы научились в редакции «Тинейджера»? Какие знания и навыки, полученные в Центре внешкольной работы, пригодились в вузе?
Карина: Во-первых, мне объяснили, что писать тексты вовсе не скучно. Даже наоборот: найдя интересную идею, ты можешь погрузиться во что-то новое, оставаясь собой. Во-вторых, не стоит забывать о теоретических знаниях. Когда находишься в редакции, ты даже не замечаешь, что приобретаешь их.
В университете я осознала, что мне уже знакомо большинство терминов, формул (да, даже в гуманитарной специальности они есть) и практических знаний. Информация, полученная в редакции, помогла осознать, чем я хочу заниматься. А когда ты приходишь в университет, уже узнав и попробовав многое, становится легче выбирать темы и писать про то, что интересно.
Валерия: «Тинейджер» научил меня писать и редактировать тексты, в том числе и журналистские. А так как я поступила на журфак, то мне было легче выполнять задания и ориентироваться в теории благодаря этим знаниям и опыту.
Ангелина: Я узнала, пусть и на юнкоровском уровне, что представляет собой профессия журналиста. Поступая в университет, уже понимала, чего от меня ждут, и что я могу предложить. Поэтому шок от того, что у журналистов часто ненормированный график, не испытала.
Аня: Я пришла без какой-либо базы в «Тинейджер», никогда особо не писала, кроме сочинений в школе. Получила в ЦВР всю основу, благодаря которой мне потом в университете было легче: узнала, как подбирать заголовки к тексту и избавляться от «лишних» слов, познакомилась с разными жанрами, брала интервью.
Лена: В первую очередь, редакция научила меня самоорганизации, потому что, когда у тебя есть дедлайн, – ты чувствуешь ответственность. Стала красиво и грамотно излагать мысли. Я всегда писала длинные предложения, а Анна Михайловна Гильдина научила меня изъясняться краткими четкими предложениями. Это мне помогло потом при создании интервью, очерков и прочих небольших материалов.
Какой ваш текст, написанный для «Тинейджера», вы считаете лучшим?
Карина: Сложно сказать, но, скорее всего, последний. Я начала писать его, когда пришла в редакцию. Однако сложно было собрать материал, и он долго лежал в папке под названием «Ну, если идей совсем не будет». Эта статья о необычных людях. Они рассказывали о себе.
Например, у кого-то из них был яркий макияж, кто-то выглядел обычно, но в нем была искра, заметная всем, и его поведение очень отличалось от обычных людей.
Валерия: Писала я как прозу, так и поэзию, поэтому считаю правильным выделить по тексту для каждого направления: это рассказ «Рик» и стихотворение «На остановке».
«Рик» – это фантастический микрорассказ про парня, которому вживили чип, исполняющий желания. Придумала я это произведение в «Сириусе», когда был конкурс фантастики. Считаю этот рассказ одним из главных моих произведений, потому что всегда хотела писать фантастику. В Рике и его жене Мэри я вижу идеальную пару, историю которой мне хочется развить в других текстах, чтобы создать целый цикл о них. Поэтому написание «Рика» далось очень легко: ушло не больше полутора часов, а ощущение, будто неделю провела вместе с героями.
«На остановке» – это стихотворение о мальчике, который любит свою маму, несмотря ни на что. Этим текстом я хотела вызвать сочувствие и умиление у читателей. Обожаю детей, писать о них – это бесконечный сеанс проживания детства. И маму я старалась изобразить любящей, несмотря на жизненные неурядицы. Часто же бывает, что родители «выливают» страхи и злость на детей. Я считаю такое недопустимым. Здесь мама и сын – своеобразный идеал отношений, несмотря на трудности их быта.
Ангелина: Не могу выбрать лучший материал, поскольку на тот момент мне они казались отличными. Сейчас понимаю, что стала писать лучше. «Тинейджеровские» тексты воспринимаю, как что-то детское. Скорее, все эти материалы сейчас буду читать с улыбкой. Хотя – да, для того времени они казались мне крутыми. Уже тогда я начинала общаться с интересными личностями. И именно на тот период жизни пришелся мой старт в театральной журналистике.
Аня: Вообще все тексты, у меня их не так много, во мне откликаются, но я считаю лучшим материалом «Дед Мороз с крыльями» – социальный репортаж, сентиментальный текст про детишек из детского дома. Это мой первый опыт в написании материала для редакции. Я его создала на одном дыхании, как только пришла в «Тинейджер». Я испытывала смешанные чувства, но понимала, что мне это все нравится.
Лена: Я обожаю писать в жанре научной фантастики, чувствую себя в нем комфортно. Писала рассказ про параллельные миры, которые пересекаются. Там очень сложный и закрученный сюжет, так просто в двух словах не рассказать, но мне такое нравится, это – что-то по типу мультивселенных.
На ваш выбор профессии повлияла именно редакция или вы пришли в Центр внешкольной работы, уже зная, кем хотите стать?
Карина: Я пришла в «Тинейджер» просто для того, чтобы писать тексты. Тогда я, уверенная, что пойду в педагогический, была просто настроена развить навыки письма. Но это меня затянуло. Я осознала, что надо иметь запасной вариант и подать документы на журфак. Потом потихоньку мысли о педагогическом ушли на второй план и в итоге я даже не подавала документы на него. Только журфак, только хардкор!
Валерия: На выбор повлияла реакция, а именно Анна Михайловна Гильдина. Изначально я не писала журналистских текстов, но она помогла мне попробовать. Это оказалось легче, чем я думала, и тогда решила подать документы на журфак.
Ангелина: Меня привела туда мама, чтобы я научилась писать сочинения. Сначала я занималась у Александры Валерьевны Слеповой в ЧелГУ, а позже она представила меня Анне Михайловне. Я «втянулась» и определилась с профессией.
Аня: Я думала, куда же поступать? Оставалось полгода до экзаменов и выпускного, а я не знала, чего хочу от жизни. Был период суматохи. Я хотела найти творческую профессию и интересно провести четыре года студенчества. Хотела получать знания с удовольствием. Многие мои знакомые учатся не там, где хотели. Если их не устраивает обучение, что говорить о том, как они реализуются в своей профессии... И я остановилась на журналистике. Нужно было познакомиться с этой сферой деятельности, поэтому пришла в редакцию. Начала работать над портфолио. Скорее всего, решение приняла еще до «Тинейджера», но редакция придала мне большую уверенность в том, что мне это точно нравится.
Лена: Я пришла в ЦВР, уже зная, что буду журналистом. Меня направила туда школа, так как я писала разные научные работы, участвовала в литературных конкурсах. Умела и любила писать, думала: если не журналистика, что тогда? И когда в 11-м классе передо мной встал выбор между журналистикой или чем-то еще, тогда я засомневалась. Да, я люблю это дело, но тут есть такой нюанс: если попадешь не в ту редакцию, то заработок может оказаться не таким, какой ожидался. А финансовый вопрос меня сильно волновал. Поэтому сейчас я учусь на двух специальностях: переводчик и журналист, это моя подушка безопасности.
Что вас привлекло в этой профессии?
Карина: Мне нравится узнавать что-то новое, оставаясь собой. Погружаться в мир человека и изучать его, как отдельный мир, – все это так интересно! Плюс можно писать тексты, а я всегда любила это. Хобби детства становится профессией. Это ли не счастье?!
Валерия: Журналистика для меня – хороший способ научиться общаться с любыми людьми на разные темы, а этого умения мне не хватало в школьные годы. Ну, и конечно, возможность писать в разных жанрах, работая в одном месте.
Ангелина: Так получилось, что меня заинтересовала эта профессия. В первую очередь, возможностью первой узнавать что-то новое или вовсе знать то, что другим недоступно. На журфак я поступала так: если не туда, то вообще никуда. Можно сказать, втайне от мамы подала оригиналы при поступлении.
Аня: Это творческая профессия, здесь много мероприятий. Сейчас я принимаю участие во многих из них – как в составе оргкомитета, так и волонтером.
У нас «заряженные» ребята, мне кажется, на других факультетах далеко не такие. Здесь они волшебные, особенные. Мы двигаемся не только в сторону журналистики – у нас большой спектр других направлений и возможностей. Главное – следовать за актуальным, свежим, новым. Тем, что в топе и приносит больший заработок. Это клево!
Лена: Мне нравится, что можно самовыражаться в тексте. Понятное дело, есть какие-то рамки, ограничения, их и в самом деле много, но они не такие большие, как в других профессиях.
Чем отличается учеба в вузе от школьного графика?
Карина: В вузе порой даже легче. Так показалось мне в первом семестре, когда у нас было по 2-3 пары (четыре или шесть уроков, если перевести на школьные часы). Однако сейчас добавили предметов, и началось серьезное обучение. Но когда пара интересная – время проходит быстро. Особенно с друзьями, которые всегда помогут.
Валерия: Во-первых, пары длиннее. Так мы успеваем больше, но и устаем быстрее. Во-вторых, это более профильное и практическое обучение (именно на нашей кафедре), хотя есть и общеобразовательные предметы.
Ангелина: В универе на тебя не ругаются, как это бывает во многих школах. Студент может спокойно что-то обсудить с преподавателем. Если ты с ним на одной волне, то это прекрасно! Непривычно было сидеть не 45 минут, а 1,5 часа на каждой паре. Но я привыкла. Еще в университете как-то спокойнее. В школе ты всегда боишься, что тебя за все будут ругать, начнут звонить родителям. Тут к этому относятся проще: в первую очередь тебе нужны знания.
Аня: Учеба в вузе кардинально отличается от школьного графика. Это два разных мира. Скажу, что учиться в вузе намного лучше, хотя я думала, что буду скучать по школьному графику. Сейчас больше свободного времени. В школе меня выматывало то, что изо дня в день уроки с восьми, там ты учишься по шесть уроков, иногда по семь. Здесь у тебя может быть по четыре пары, но ты «вывозишь». И много выходных. В школе в тебя вдалбливают информацию, необоснованно запрещают что-то. Здесь ты общаешься с преподавателями на «ты», вы коллеги. Да, преподаватель старше тебя, но он слушает и позволяет высказываться. Тут все по-взрослому, а в школе чувствуешь себя скованным, туповатым в какой-то степени. Студенты осознанно приходят на пары, они сами выбирают, что им нужно.
Лена: Школа – это постоянные уроки и разные ненужные предметы. Некоторые мне не давались, и было тяжело зарабатывать хорошие оценки. Это меня расстраивало. В вузе ты понимаешь, что все изучаемые предметы пригодятся.
Нравится ли вам ваш выбор вуза? Советуете поступать туда нынешним абитуриентам?
Карина: В Челябинске это лучший выбор. Хотя везде есть свои плюсы и минусы, я советую ЧелГУ. Преподаватели чаще всего помогут, если ты что-то не понял, а если к ним обращаться страшно, то старшекурсники точно поддержат. Кроме того, одно посвящение в студенты чего стоит. Всех ждём на журфаке ЧелГУ!
Валерия: Учитывая, что я хотела остаться в Челябинске, ЮУрГУ – лучший выбор. Здесь много специальностей, хорошая стипендия для бюджетников и расширенная система внеучебной деятельности. А если поступать на журфак, то это ещё и много практики – ты с первого дня можешь пойти в студенческие СМИ и создавать тексты под надзором редактора. В будущем это облегчит поиск работы за счёт уже имеющегося портфолио и набитой на материалах руке.
Ангелина: Я изначально ориентировались на ЧелГУ. Так получилось, что с детства ходила на их мероприятия и конференции. Правда, сначала готовилась стать биологом. Это необычный факт моей биографии, но это так.
Многие знакомые очень удивились, когда узнали, что я решила сменить сферу деятельности. Поступать сюда или нет – это сугубо индивидуально. Кому-то важен лишь диплом престижного вуза, кому-то нравятся преподаватели и так далее. Многие разочаровываются в профессии ещё во время обучения. Везде есть минусы и плюсы. Тут важны личные предпочтения и цели.
Аня: Если выбирать между ЧелГУ и ЮУрГУ, то да – ЧелГУ. Я вполне довольна. Здесь есть как плюсы, как и минусы. Факультет журналистики для творческих людей, которые любят снимать, писать, читать, креативить.
Лена: Поступление в ЮУрГУ не было моей мечтой: как и у многих челябинских ребят, у меня были разные варианты в других городах. Я сдала экзамены хорошо, все предметы на максимальный балл, и могла пройти в московские и в питерские университеты. В итоге меня не отпустили родители, и я расстроилась, что пошла в ЮУрГУ.
Но мне очень понравилось тут: мы много практикуемся на радио и телевидении. Также университет имеет связи с иностранными вузами. Например, ЮУрГУ стал партнером университета в США, и часто к нам приезжают студенты из Америки. Можно попрактиковаться в языке на мероприятиях с иностранцами, слушать их, разговаривать.
Комментарии (0)