Как делать детское кино
Екатерина Назимова, корреспондент газеты школьников Тракторозаводского района Челябинска «То4ка ЗРения»
…Темная ночь опустилась на землю. Холодный ветер дует на ребят, но никто не обращает на это внимание. На фестивальной эстраде ВДЦ «Орлёнка» идёт показ «Календаря ма(й)я». В конце фильма все молчат и лишь через несколько секунд, поднявшись, встречают бурными аплодисментами сценариста и режиссера – Викторию Фанасютину. Яркие овации длятся ещё пять минут, юные орлята не жалеют своих ладоней. Я подхожу близко к сцене, чтобы увидеть режиссёра вблизи и задаю вопрос. За мной уже очередь…
Виктория Владимировна консультирует юных кинематографистов. Она проверяет работы ребят, даёт советы, которые помогают юным дарованиям. Я сразу поняла, что с Викторией Владимировной получится хорошая беседа. На следующее утро мы начали свой разговор.
- Когда вы были в нашем возрасте, насколько серьёзно задумывались о будущем и что делали ради него?
- Юной я хотела поступать на актёрский. Мне ужасно хотелось работать в киноиндустрии. В моем детстве был культ кино. После школы в пятницу мы ходили в кинотеатр, для меня это было главным событием недели. Худшим наказанием было не пойти в кино и пропустить премьеру фильма. Открытки с актерами можно было купить в киосках Союзпечати, и у каждой девчонки была своя коллекция. Если бы были открытки с режиссёрами, то я бы сразу же поступала на режиссерский (смеётся). Вообще мне тогда казалось, что режиссёр - это обязательно строгий усатый дяденька, который держит в страхе съёмочную группу.
- С чего вы началась ваша профессиональная жизнь?
- Я жила в своём мире, училась в хореографическом училище, и путь в актёры складывался, как мне тогда казалось, удачно. Я поступала в ГИТИС, но провалилась, как и сотни других, на последнем туре. Сейчас я благодарна судьбе. Не поступила, значит, так надо было. Родители отправили меня в педагогический институт. Это было последнее место, где я хотела учиться. Я не хотела работать с детьми, потому что сама была ребёнком, и мечтала об экранной, интересной, яркой жизни. После педагогического университета я поступила на психологический факультет МГУ. Как сказал мой преподаватель: «За вторым образованием не приходят на психфак те, у кого все в порядке (смеётся)». Наверное, он был в чём-то прав. Мне хотелось разобраться в себе и в жизни. Этот факультет дал мне большой опыт. После этого я выучила иностранный язык и закончила курсы переводчиков. Мне все пригодилось, ведь ничего не бывает зря. Так факультет журналистики в моей жизни появился совершенно случайно - мне нужно было помогать мужу со статьями для его работы, но начав писать, я уже не могла остановиться, и маленькие статьи переросли в сценарии.
- Какое решение стало поворотным в вашей жизни?
- Когда я училась на режиссерском на Высших курсах сценаристов и режиссеров, подвернулась возможность летом поехать поучиться в режиссуре и сценарному в Нью-Йорк, в Фильм-академию, и упустить такой шанс я, конечно, не могла. Мне было очень интересно, какой там учебный процесс. И, к моему удивлению, обучение операторскому мастерству там начиналось с разбора фильма «Я – Куба». Представляете? На первом занятии они изучают мастерство нашего великого советского оператора! Я была неимоверно горда (улыбается). А занятие по сценарному началось с разбора комедии положений – и опять это был наш советский фильм «Ирония судьбы». Да, там было много нагрузки и практики, но первое ощущение того, что система Голливуда во многом строится, базируясь на нашей кинематографической школе, опыте наших мастеров, дало мне какую-то силу и свободу.
- Как менялось ваше отношение к кинематографу в процессе взросления?
- Когда ты ребёнок, ты смотришь мультики. Когда мама в декрете, то с ребёнком тоже смотришь мультики (смеётся). И получается какой-то день сурка. Отношение не особенно-то и менялось, я кинематограф любила и люблю. Жизнь идет, появляется новый жизненный и профессиональный опыт, конечно, меняется и список любимых фильмов, и они в самых разных жанрах.
- Можете ли вы рассказать о вашем новом проекте «Календарь ма(й)я»? Как так случилось, что детский фильм уже месяц находится в лидерах проката?
- Этот фильм кажется детским, взрослые найдут в нем много интересного и для себя. Все когда-нибудь задаются вопросом «Зачем я натворил это?». В этом фильме поднято много и других вопросов, и очень важные темы – диалог поколений и вообще диалог. Герои фильма, проходя свой путь, учатся слышать друг друга, прощать и быть добрей к тем, кто рядом. На мой взгляд, там есть и интересная эмоциональная мозаика - мистика, драма, комедия и любовь. И, конечно, свет в конце тоннеля.
- Ваш прошлый проект "Солдатик" показывали в ВДЦ «Орлёнок» в 2019 году. Он был лидером по продолжительности в прокате в 2019-м. Что вы можете сказать о нем?
- Этот фильм про шестилетнего мальчика, самого маленького героя Великой Отечественной Войны. У него не было настоящего оружия, но за его сложный фронтовой путь, он был награжден медалью за боевые заслуги. Это красивая история, и это ни в коем случае не поэтизация войны. Это, скорее, поэтизация русской души, когда, несмотря на тот ужас, который происходил тогда, всегда находилось место доброте и милосердию. Солдаты, общаясь с ребенком, как будто сами отогревались душой. Общение, работа с детьми определенно делают взрослых людей, которые закопались в своих важных делах, терпимее, лучше и даже веселей. Как тут не вспомнить Александра Сергеевича: «И дух смирения, терпения, любви и целомудрия мне в сердце оживи…».
Комментарии (0)