Съезд учителей истории и естествознания прошел он-лайн
26-27 марта в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования состоялся съезд учителей истории и обществознания общеобразовательных организаций Челябинской области, специалистов муниципальных методических служб, руководителей профессиональных педагогических сообществ. Организаторы съезда: Министерство образования и науки, Челябинский государственный университет, Магнитогорский государственный технический университет, Ассоциация учителей истории и обществознания, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования и др. педагогические учреждения – посвятили съезд сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне, нравственным урокам Холокоста в работе учителя истории и обществознания.
В связи с угрозой коронавирусной инфекции съезд проходил в режиме видеоконференции, транслируемой на всю область.
С приветственным словом к съезду учителей обратились заведующий кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО, руководитель Челябинского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания, кандидат исторических наук В. М. Кузнецов, руководитель регионального отделения Российского исторического общества в Челябинске, профессор ЮУрГУ, доктор исторических наук Н. В. Парфентьева, и.о. декана исторического факультета ЮУрГГПУ, доктор исторических наук Н. В. Коршунова, декан историко-филологического факультета ЧелГУ, кандидат исторических наук Н. В. Гришина.
В съезде приняли участие сотрудники Объединенного государственного архива Челябинской области: заместитель директора архива, кандидат исторических наук Н. А. Антипин и главный археограф Г. Н. Кибиткина.
В своей лекции для педагогов Николай Антипин развил тему взаимодействия архива и школы, рассказал об архивной педагогике, которая активно внедряется в деятельность ОГАЧО: «Появление архивной педагогики – это явное свидетельство того, что российские архивы нащупывают сферы жизни общества, в которых они могут быть полезны и востребованы. Таким образом, архивная педагогика становится формой преодоления консервативности архивной сферы, достижения нового уровня открытости. Современный архив должен формировать свою аудиторию, информационное поле, вокруг архива должны расходиться позитивные информационные «круги», привлекающие внимание общества. Здесь-то и рождается образовательная и просветительская функция архивов». Николай Антипин рассказал, в каких формах ведется в архиве работа для педагогов и учащихся. Это и экскурсии, и лекции, и архивные уроки, и мастер-классы, и квесты. Все эти формы достаточно востребованы учителями истории города и области. Также ОГАЧО выпустил методическое пособие «Архив - школе», авторство в котором принадлежит главному археографу Г. Н. Кибиткиной.
Сама Галина Кибиткина провела для педагогов мастер-класс «Фронтовая посылка». Для мастер-класса она подготовила реконструкции посылок на фронт: одна из них – на основе стихотворения Сергея Михалкова о посылке из Челябинска, вторая – на основе описания предметов в соответствии со списками, предложенными Челябинским обкомом ВКП(б), в котором значатся сухари, консервы, предметы гигиены для женщин и мужчин, крупы и др. Галина Николаевна не только рассказала о подарках, которые отправляли на фронт жители Челябинской области, но и показала предметы, которые обычно содержались в посылках, и фотографии: в архиве хранится целая коллекция снимков эшелонов с подарками от южноуральцев.
Мастер-класс прошел в живом общении с учителями. Обсуждалась возможность подготовки подобной посылки на базе школьных музеев. Педагоги задавали много вопросов по организации архивных уроков.
Каждый участник съезда учителей получил программу «Архив – школе» с распечаткой уроков, разработанных архивистами.
На педагогическом форуме были продемонстрированы и другие мастер-классы и практикумы по современным технологиям обучения истории и обществознанию. К примеру, учитель истории и обществознания челябинской гимназии № 100 Е. В. Булатова подготовила и провела мастер-класс «Видеоматериал как источник совершенствования современного урока»; старший преподаватель кафедры общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО Елена Захарова провела мастер-класс «Методика написания и оценивания исторического сочинения». На съезде прошла презентация учебного пособия «История Южного Урала» для 6 класса.
Cостоялся круглый стол по проблемам реализации ФГОС в 10-11 классах и Концепции преподавания обществознания; большую заинтересованность проявили педагоги и при обсуждении основных направлений сотрудничества учреждений культуры и образования.