Журналисты обсудили, как победить hate speech – язык ненависти и вражды
Недавно на журфаке МГУ прошёл семинар, посвящённый злободневной теме — хэйт-спичу. В переводе с английского hate speech — публичное высказывание, в котором выражается ненависть, оскорбление по отношению к какой-либо группе людей или её представителю. Ещё это выражение трактуют как язык ненависти и вражды.
Спикерами семинара были: известная журналистка, литератор, общественный деятель, вице-президент Европейской федерации журналистов Надежда Ажгихина, руководитель антидискриминационного отдела управления Верховного комиссара по правам человека ООН Юрий Бойченко, генеральный секретарь Европейской федерации журналистов Рикардо Гутьеррес (Испания). Побывала на этом семинаре и автор этих строк, председатель первичной организации Союза журналистов Челябинской области в Металлургическом районе Челябинска Ирина Богданова.
Рассматривались юридические аспекты международного законодательства в сфере запрета языка вражды и ненависти, шёл разговор о продвижении культуры толерантности, преодолении агрессии языка вражды в СМИ. Журналистов призывали соблюдать стандарты этики в профессии, не допускать нелицеприятных высказываний, например, в адрес трудовых мигрантов из стран бывшего СССР, избегать всех форм расовой дискриминации, помнить о политических правах и свободах граждан. Слушатели узнали о международных стандартах преодоления языка вражды. Помимо сообщений спикеров, был показан фильм о том, как это явление преодолевается в Европе.
Хэйт-спич — острая проблема в Европе. Россия, конечно, не Европа, но уж чего-чего, а вражды и ненависти по отношению к тому, кто выглядит как-то иначе, иначе себя ведёт, да даже просто думает по-другому, нам не занимать.
Язык вражды, язык ненависти (hate speech), определяется как защита и поощрение или подстрекательство в любой форме к унижению, вражде и поношению какого-либо лица или группы лиц, а также как любое проявление притеснений, оскорблений, создание негативных стереотипов или угроз в отношении лица или лиц, а также любое оправдание всего перечисленного по признаку расы, происхождения, национальной или этнической принадлежности, возраста, инвалидности, языка, религии или убеждений, пола, гендерной идентичности, сексуальной ориентации и других личных характеристик.
Нам сообщили также, что предлагает международное журналистское сообщество для развития этой темы. Например, журналист, работающий в газете (или на сайте) и внешне вполне себе соблюдающий толерантность, может затем нелицеприятно высказываться о тех же мигрантах (или женщинах) на своей страничке в соцсети. Позволительно ли такое?
Как пояснили Ажгихина, Бойченко и Гутьеррес, журналист и в соцсети продолжает оставаться журналистом и все его высказывания воспринимаются соответствующим образом. После недостаточного проявления толератности он, по идее, должен стать «нерукопожатным», — консультировали спикеры. Так начинают себе вести граждане в отношении того, кто позволил себе дискриминационные моменты в отношении других людей.
Хэйт-спич, увы, нередкое явление в нашей стране. Он раскалывает общество. Это может привести к социальной напряжённости и хаосу. Задача журналистов — такого не допустить. Следить за своими словами и высказываниями. Юрий Бойченко даже процитировал, для примера, цитату из Тютчева: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся, и нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». Вот этому-то сочувствию по отношению к другому человеку пора поучиться вновь.
Ирина Богданова.
Юрий Бойченко, Надежда Ажгихина, Рикардо Гутьеррес.
Фото автора.
Комментарии (0)