20 апреля открывается персональная выставка известного дизайнера Сергей Сафьянова
Экспозиция под названием «60x90x60» будет работать до 10 мая в Государственном историческом музее Южного Урала. Признанный мастер графического дизайна выставит более сотни своих работ, отражающих весь его творческий путь длиной в тридцать лет. В названии экспозиции «60x90x60» зашифрованы одновременно и стандартный размер плаката, и возраст юбиляра, отдавшего дизайнерскому ремеслу больше половины жизни.
Дизайнер, плакатист Сергей Сафьянов родился 3 апреля 1956 года. В 1982-85 годах – художник клуба Челябинского политехнического института, с 1986-го по 1995-й художник областной молодежной газеты "Комсомолец" ("Команда"), с 1995 года – в "Челябинском рабочем", сегодня – в издательстве «Каменный пояс». Создатель и руководитель группы "Плакат" (1983-86). Как плакатист участвовал в конкурсах и выставках в Москве, Одессе, Варшаве, Брно и др. Победитель конкурса молодежного плаката еженедельника "Собеседник", лауреат других конкурсов плаката и рекламы.
Автор-дизайнер графической модели и обложек еженедельного варианта газеты "Комсомолец". Автор дизайн-проекта "Среды" (вкладка газеты "Челябинский рабочий", посвященная культуре и искусству) и графических портретов деятелей культуры Челябинской области, иллюстрировавших каждый выпуск "Среды" в 1995-98 годах. Автор графического имиджа Нового художественного театра. Оформлял книги: "Репортаж из ХХ века", "С добротой и щедротами духа". Разработал графический имидж газет "5+", "Челябинский металлург", "Деловой Урал", "Челябинский уезд".
Больше четверти века Сафьянов работал в областных СМИ, и благодаря его неуемным творческим поискам газеты «Комсомолец», «Команда» и «Челябинский рабочий» обрели свое неповторимое лицо, став ориентиром для многих региональных газет. Это видно по газетным полосам, вошедшим в юбилейную экспозицию — они начисто лишены банально провинциального налета, их не раз отмечали и награждали на российских и международных журналистских форумах.
В издательстве «Каменный пояс» Исторического музея подготовлен и издан солидный каталог персональной выставки Сергея Сафьянова, объединивший репродукции всех экспонатов, аналитические статьи о творчестве художника и веселые эссе коллег-журналистов, повествующие о бурной газетной молодости мэтра челябинского дизайна. Вот один из такого рода материалов (цитируется по: http://www.chelglobus.ru/art/Safiyanov/).
Что наша жизнь? Колхоз имени Лопе де Вега...
...Однажды художнику Сергею Сафьянову повысили зарплату - с 96 рублей до ста двух. В результате после вычета подоходного налога он стал получать на три рубля меньше, ведь все хотели, чтобы как лучше, а получилось, как всегда. Это было в клубе ЧПИ.
Потом Сафьянов сделал плакат - комсомольский функционер в пиджаке, но без головы, с завязанными на галстуке узелками на память, отмеченными "птичками". На конкурсе ЦК комсомола в Москве плакат получил премию, а в наших родных палестинах вызвал скандал в обкоме партии, так как был опубликован в день открытия комсомольского съезда в газете "Комсомолец", куда к тому времени перебрался художник. Политическими скандалами вымощена дорога к славе, но тут Сафьянову как-то не повезло - он не стал диссидентом. Потому что это был последний съезд Комсомола. Легендарная Атлантида с ее хлебом по 15 копеек, молоком по двадцать восемь, давлением власти на творцов, порождавших шедевры или то, что нам таковыми казалось, затонула. Мы остались в чем мать родила - без давления, без денег. Жизнь, как она есть.
Вот тут и начинается самое интересное. Потому что, оглядываясь вокруг, я теперь понимаю, что мы - не потерянное поколение, нас никто не терял, в том числе и мы сами. Да, смутно. Но - не растерянно. Сафьянов, например, делает афиши и театральные билеты так, как до него никто и никогда. И не только в этом городе... Это не коммерческие проекты, а дружеские связи, через которые выражается отношение художника к культуре. Культура - это то, что каждый день, и туда нужно в это костер все время подбрасывать, все время что-то делать. И как вполне циничный представитель нашего поколения Сафьянов заявляет так: - Что остается от спектакля? Афиши, программки. Иногда - воспоминания... На мой взгляд, он чудовищно эклектичен. Почитая свободу главной художественной ценностью, он измеряет ее - в процентах. Ему ничего не стоит констатировать: - Ты стала свободной на шестьдесят процентов. Если вы от него такое услышите, не сомневайтесь: это был комплимент. Чистейшей воды... На страницах "Среды" мы вместе везем воз рубрики "Стиль жизни", забрасывая туда всякое барахло стоимостью не дороже четырех миллионов. Это авторское изобретение Сафьянова - описывать недосягаемое. Наверное, это игра, самовыражение через вещи. Все тот же колхоз имени Лопе де Вега (любимая эстетическая категория Сафьянова). Все мы родом оттуда.
Вчера, кстати, я посмотрела снятый в 49-м году фильм "Кубанские казаки". Во времена строго соцреализма хорошим тоном считалось ругать этот фильм за то, что в жизни так не бывает. А если это мечта, а если это любовь? Ведь на самом же деле всего должно быть много - вещей, арбузов, счастливых женщин.
Иногда я его совершенно не понимаю. После десяти лет знакомства я нахожу такое состояние совершенно восхитительным. Редко с кем удается переживать такое волнующее непонимание. Мне нравится его отношение к текущей газетной работе - внешне бесстрастное, а на самом деле такое живое и трепетное.
А ведь и в самом деле, от тех спектаклей, к которым он делал афиши и билеты, только то и осталось...
Елена Радченко.
"Челябинский рабочий" (вкладка "Среда")
23 октября 1996 год
Комментарии (0)