Центр правовой защиты журналистов СЖР - по поводу задержаний представителей СМИ 23, 31 января и 2 февраля
31 января СЖЧО обратился с запросом в Центр правовой защиты журналистов с просьбой оценить действия правоохранительных органов по отношению к сотруднику СМИ во время работы по освещению незаконной акции в Магнитогорске и проконсультировать в связи с выдачей ему «предписания», которое ограничивает деятельность журналиста.
Фотокорреспондент «Верстов. Инфо» (Магнитогорск) Илья Московец был задержан 31 января во время выполнения редакционного задания по освещению не согласованной с властями акции. Фотокорреспондента отпустили, но при этом выдали официальную бумагу, так называемое «предписание», в котором сказано, что Илья Московец не имеет право участвовать в массовых мероприятиях.
Это был первый и пока единственный в Челябинской области случай задержания журналиста во время событий 23 и 31 января. Для Центра правовой защиты журналистов он стал одним десятков подобных фактов в России. В связи с этим Центр правовой защиты журналистов СЖР подготовил и опубликовал развернутый комментарий по поводу задержаний представителей СМИ 23, 31 января и 2 февраля. Приводим его полностью:
«23, 31 января и 2 февраля 2021 года в ходе освещения несанкционированных протестных акций, прошедших в большинстве регионов страны, сотрудниками полиции были задержаны журналисты, выполнявшие свой профессиональный долг; при этом, к некоторым из них было применено физическое насилие.
Напомним, что согласно п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона РФ о СМИ, журналист вправе посещать общественные мероприятия, в том числе, специально охраняемые места беспорядков и скоплений граждан. А также присутствовать на митингах, пикетах, публичных акциях и демонстрациях, даже если они не одобрены властями и не согласованы. Это его работа, поэтому задерживать журналиста во время исполнения своих профессиональных, подчеркиваем - профессиональных обязанностей - незаконно.
Согласно ФЗ № 497 от 30.12.2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54 от 19.06.2004, следует, что журналист, присутствующий на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, не вправе осуществлять (проводить) агитацию в поддержку или против публичного мероприятия путём распространения листовок, использования плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан, участвовать в обсуждении и принятии решений, использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, скрывать отличительный признак представителя средства массовой информации.
В рассматриваемых случаях большинство задержанных журналистов не принимали участия в митингах (публичном мероприятии) в качестве участников, а освещали вышеуказанные события; однако, в связи с их задержанием, им не удалось выполнить редакционные задания, то есть осуществить в полной мере свою профессиональную деятельность.
Вместе с тем, у значительной части задержанных журналистов имелся видимый отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, либо жилет с надписью «Пресса». Подчеркнём, что форма данного знака (признака) носит временный характер, так как по настоящее время требования вышеуказанного ФЗ не приведено во исполнение, и вид и описание знака (признака) не разработаны, в связи с чем и привлечь на данных мероприятиях журналиста за сокрытие отличительного признака невозможно. Если же такие случаи имеют место быть, то это незаконно.
Задержание журналиста, именно незаконное задержание – это ущемление свободы слова и свободы распространения информации. Воспрепятствование профессиональной деятельности СМИ, в какой бы то ни было форме - со стороны граждан, должностных лиц, государственных органов и организаций и их сотрудников, согласно ст. 58 ФЗ «О СМИ», - влечёт уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
По оценкам мониторингового центра Союза журналистов России, на событиях 23, 31 января и 2 февраля 2021 года более 100 представителей средств массовой информации пострадали или были задержаны.
На акциях 23, 31 января и 2 февраля 2021 г. зафиксированы случаи, когда сотрудники полиции задерживали журналистов, которые находились на акции по заданию редакции и на основании ФЗ «О СМИ» осуществляли свою профессиональную деятельность; которых отвозили в отделение полиции для проверки документов и для подтверждения статуса журналиста, при этом удерживая более 2 часов в отделении полиции; после чего либо отпускали, либо составляли протокол, тем самым пытаясь доказать, что это сами журналисты якобы нарушили закон (или якобы принимали активное участие в митинге в качестве участников, или же якобы не имели отличительных знаков).
В связи с вышеизложенным, возникает ряд вопросов:
Разве подобные действия со стороны правоохранителей не есть прямое или косвенное воспрепятствование осуществлению журналистской деятельности, ответственность за совершение которого предусмотрена УК РФ, а именно ст.144 УК РФ? Ведь при проверке документов сотрудники полиции зачастую требовали от журналистов предъявлять ряд документов, которые журналисты по закону не обязаны предъявлять и, в целом, иметь. Например, в одних случаях сотрудники силовых структур требовали предъявить документы на фотокамеру, в других - требовали и удостоверение журналиста, и редакционное задание одновременно. Находились и такие, кто требовал показать отличительный знак, который, при его наличии, должен быть виден сразу.
Возможно, до сих пор существуют пробелы в законодательстве, регулирующем деятельность СМИ в подобных обстоятельствах. Возможно, многие сотрудники полиции не имеют чёткого представления, как выглядит редакционное задание и какие документы должен иметь при себе журналист, освещающий публичные мероприятия, в том числе, и не санкционированные.
Решение о составлении протокола об административном правонарушении или о вынесении предостережения за отсутствие данных документов/знаков, либо о не составлении протокола выносилось в каждом отдельном случае индивидуально, не на основании закона, а на усмотрение сотрудника полиции. То есть, строилось на субъективной оценке представителя власти. Тем не менее, в итоге, журналист не смог в полной мере выполнить свою работу в надлежащем объёме.
По мнению Центра Правовой защиты журналиста Союза журналистов России, в целях исключения необоснованных задержаний наших коллег, освещающих публичные мероприятия (включая не санкционированные) и воспрепятствования журналистской деятельности, считаем необходимым разработать Регламент МВД, в котором будет чётко прописано, какие именно документы сотрудники полиции имеют право проверять у журналиста; а также установлено разумное время для проверки документов журналистов сотрудниками полиции, во избежание прерывания либо воспрепятствования осуществлению профессиональной деятельности журналиста.
И, конечно же, еще один острый вопрос, который, по мнению Центра, требует срочного разрешения - разработка вида и описания единого знака (признака) журналиста.
Вместе с тем, стоит отметить, что в ряде случаев (их, к счастью, немного) сами журналисты при освещении данных мероприятий вели себя не вполне корректно, тем самым затрудняя работу силовиков на протестных акциях.
Что же касается работы журналистов, необходимо отметить, что в данной части ФЗ «О СМИ» недостаточно разработан; кроме того, присутствуют пробелы в подзаконных актах, регулирующие работу самого журналиста на публичных мероприятиях. Поэтому считаем необходимым доработать подзаконные акты, либо разработать типовые положения работы СМИ на публичных мероприятиях».
Комментарии (0)