Валерий Кузнецов: оборванная песня…
Сегодня, 3 сентября, прошло девять дней, как не стало ветерана миасской журналистики, яркого поэта, публициста, прозаика Валерия Кузнецова.
На прощании с миасским журналистом и писателем Валерием Кузнецовым, умершим на 72-ом году жизни от сердечного приступа, его сын Кирилл сказал: «Не помню, чтобы отец о ком-то отзывался плохо, не помню, чтобы о нем кто-то говорил плохо». Этим была названа, наверное, главная черта натуры Валерия Александровича: незлобивость, доброжелательность, всегдашняя приветливость. Он был, по сути, добрым и светлым человеком. И каким-то внутренне уравновешенным, спокойным.
Основательность в Кузнецове – от его рабочей «закваски» (начинал сборщиком, был техником в НПО электромеханики). Затем - рабфак, заочное отделение филологического факультета УрГУ. Работая в газете «Уральский автомобиль», на телевидении, еще и подрабатывал, стремясь обеспечить нормальное существование семьи с двумя детьми. Был ответственен перед близкими, коллегами, творчески инициативен.
Эти мои слова, думаю, подтвердят все, кому доводилось с ним общаться. Подобное прозвучало на кладбище и в кафе от бывших коллег, от членов литературного объединения «Ильменит», которым немало лет руководил Валерий Кузнецов. Они не смогли смолчать, провожая его в последний путь.
Мне также посчастливилось быть если не в дружеских, то в довольно приятельских отношениях с Валерой. Мы пересекались не только на городских мероприятиях, где он выполнял свою работу телевизионного журналиста, а я свою – газетчика. Наше общение продолжалось в редакциях телекомпаний «Экран-ТВ», «Миасс-ТВ», у меня дома, на берегу Тургояка, куда Валерий любил ходить и ездить на велосипеде. Вода и атмосфера реликтового водоема его не только бодрила, но и привносила некий умиротворяющий порядок в его душу и сознание, что он прекрасно осознавал, повторяя свои моционы при каждом удобном случае.
Он был убежденным сторонником здорового образа жизни, вегетарианского питания. Но не ради завидной физической формы, а чтобы лучше реализовать свои задатки. Буквально до последних своих дней занимался усиленной физзарядкой, совершал пробежки. Коллеги до сих пор с большим удивлением и восхищением вспоминают, как Валерий возвращался с работы домой пешком, преодолевая более 10 километров – от центральной части города, где располагался офис телекомпании до Машгородка, в котором жил. При этом его не останавливали непогода, мороз.
Однако в какой-то момент осторожность притупилась, и Валерий отправился на тренировку, будучи болен гриппом. Развилась пневмония, и он угодил в больницу. Как рассказывал потом, состояние его было весьма тяжелым, и только мощные дозы антибиотиков помогли встать на ноги. Но, видимо, осложнения имели место – сердце, и без того не идеально работающее, начало давать сбои.
Между тем Валерий Александрович не имел привычки сосредотачиваться на состоянии своего здоровья – его всецело поглощали литературная работа, природа, спорт, помощь «ильменитовцам» в издании их книг.
Товарищи по литературному цеху вспоминают, с каким тактом, какой доброжелательностью относился он к каждому автору, в том числе начинающему, на занятиях в литературном объединении. Его усилиями были собраны и изданы два сборника поэзии и прозы миасских литераторов.
Что касается литературного творчества, Кузнецова в городе знают как тонкого, философского плана поэта. Его стихи с удовольствием читают знатоки литературы, а друзья помнят многие строки наизусть. Вместе с тем он и хороший прозаик. В прошлом году в альманахе, который издает известный уральский поэт Николай Година, вышла повесть Валерия Кузнецова «Отпуск ловеласа» о событиях в Москве в 1993 году. Довольно профессиональное произведение.
В последние годы он много времени работал над книгой о казаках, в том числе о своем деде – уйском казаке. Рассказывал, что для этого пришлось проштудировать историческую и краеведческую литературу, вникнуть в родословную. Собирался уединиться где-нибудь на базе отдыха, завершить основу книги. Не успел…
Валерий Еремин
Фото Владимира Мухина
Комментарии (0)