Наталья Карпенко: «На радио я попала в десятку»
Очерки для сборника «Имена и времена»
Отличная была школа, но после 13 лет работы захотелось что-то поменять…
Люблю наше челябинское радио! Когда-то, собираясь на работу, боялся пропустить беседы Сергея Зверева с политологом-экономистом Владимиром Помыкаловым, новости прямо «с колёс», сердобольные размышления Татьяны Худышкиной… Но особенно любил «Новый день» со своей, не побоюсь этого слова, подругой Наташей Карпенко. Она мне близка уже тем, что когда-то на заре своих журналистских карьер мы работали в одном Доме печати, друг друга давно знали, в одной столовке обедали. В её программах звучал язык газетчика, более богатый, насыщенный, взвешенный что ли – в газете-то слово не воробей, и это быстро и надолго усваиваешь. До сих пор помню её «школьные страницы» в «Челябинском рабочем», блестящие материалы о воспитании, педагогические этюды… И вдруг ушла на радио!? Давно хотел спросить: зачем и почему. И вот задал.
- Отвечай, подруга, другого случая не будет.
- Можно, я издалека начну. Видишь ли, я не из тех, кто сначала пробовал себя в профессии, а потом поступал на журфак. Я в УрГУ отправилась сразу после школы. И учили нас исключительно газетной журналистике (до сих пор помню шрифты, в кроссвордах проверено). Не знаю, чему бы меня научил журфак, если бы не практика в газете «Комсомолец» у Сергея Строева. Он гонял по командировкам, давал сложные темы, и постепенно я поняла, что за профессию я с разбега выбрала.
После журфака я пришла в «Челябку» с испытательным сроком. Долгое время мы вместе с Андреем Терёхиным были самыми молодыми журналистами в очень возрастной и зрелой редакции. Там тоже были просто прекрасные учителя: Александра Дмитриевна Корякина, Лия Абрамовна Вайнштейн... Отличная была школа, но после 13 лет работы захотелось что-то поменять. К тому же случился конфликт с новым заведующим Львом Леоновым, вот я и бросила заявление на стол...
- И сразу к микрофону?
- Нет, немножко поосматривалась: очень недолго поработала в газете «Голос», потом была попытка уйти в пресс-службу администрации губернатора. Через две недели работы на новом месте я встретила председателя Челябинского комитета по ТВ и радиовещанию Виталия Владимировича Понурова. Разговор был примерно следующий: нечего тебе тут делать, приходи на радио, я тебе сразу утреннюю программу дам...
Про то, как я увольнялась после двух недель работы в администрации - песня отдельная...
Но я оказалась на радио и примерно через неделю уже работала в «Новом дне». И хотя я волновалась просто безумно (даже дыхательный невроз развился), я была счастлива.
- И ни разу не пожалела об этом?
- Что ты! Это для меня было попадание в десятку. Так мне нравился этот драйв прямого эфира, эта импровизационность, разумеется, не исключающая хорошей предварительной подготовки, этот запах студии... Моё - и всё тут....И потом, тогда время было романтическое, мало запретных тем, много дискуссионности. Один конфликт областной думы и администрации губернатора чего тогда стоил…
- Радиопрограмма или радиопередача – командная работа. Успех и неудачи всем поровну достаются. Не теряется ли журналистская индивидуальность? После газеты к этому тоже приходилось привыкать?
- Работа на радио, конечно, коллективная, хотя ведущий большой программы - и автор, и координатор, и инициатор тем для обсуждения. Мы и новости во время эфира сами читали, чтобы оперативнее были. На радио тогда был просто замечательный, чудесный коллектив.
- Хорошо учили?
- Не могу сказать - учили ( я пришла на радио довольно опытным журналистом), но очень помогали понять радийную специфику Надежда Евстафьева, Ирина Бушуева,Татьяна Худышкина....
Что касается программ и материалов: в 2001 году я получила премию Союза журналистов России за лучшую журналистскую работу года. Вручали её в «Крокусе» в Москве. Сама я с удовольствием вспоминаю, как в прямом эфире ставила на место тогдашнего пресс-секретаря губернатора (не буду называть его фамилию). Он приходил по утрам якобы с официальной информацией о деятельности власти, а на самом деле сводил счёты с журналистами: та газета не так написала, тот канал не так показал. Я просила его этого не делать, ведь ответить они не могут. Он с настойчивостью, достойной лучшего применения, продолжал, ему же всё можно, он из администрации. Мне надоело и, когда он пришёл в очередной раз, заявила в прямом эфире, что он больше не будет устраивать из эфира программы «Новый день» «лобное место» для моих коллег! После эфира телефон просто не смолкал. Я думала, уволят, ну и чёрт с ним... Но Понуров защитил, а этот человек больше ко мне не ходил... И я была очень рада.
- Мне помнится, как в 2009 году Министерство связи и массовых коммуникаций России объявило тебе благодарность за активное участие в подготовке акции "Радио в нашей жизни".
- Да, акция проходила 7 мая 2009 года. Её посвятили 150-летию со дня рождения Александра Попова. В символичный для радийщиков день я работала в эфире. В спецвыпусках старалась напомнить слушателям, насколько великим изобретением является радио. А тот, кто работает на радио, он приходит в дом к людям, разговаривает с ними, рассказывает о самых важных событиях, беседует с ними о проблемах, приглашает каких-то интересных людей. И у слушателей есть возможность с помощью радио встретиться, поговорить с этими людьми. Я считаю, что радио - очень комфортное средство массовой информации, благодаря которому одиночество никому не грозит.
- Об этом ты, наверное, говорила и своим студентам?
- Да, десять лет я проработала на факультете журналистики ЮУрГУ, спасибо за этот замечательный опыт моей подруге и коллеге Людмиле Шестёркиной. Говорят, что у меня получалось, и со студентами всегда мы ладили. С некоторыми общаемся до сих пор. Но однажды поняла, что всё-таки это - не моя профессия, и совмещать я просто устала. По- прежнему люблю ЮУрГУ и слежу за успехами факультета.
- Наталья, если снова начать… стала б в газету писать?
- Если бы снова начать, я бы обязательно стала писать в газету, мало того, я считаю, что и на ТВ- журналистике, и на радио, и в интернете — для начала надо научить детей писать грамотно, излагать свои мысли именно письменно. Это культура, и это база, на которой строится профессионализм... Впрочем, сейчас мне иногда кажется, что эти качества не так уж и востребованы в журналистике. Но я никогда не жалела, что занималась «газетной» профессией. Она прекрасна, если заниматься ей профессионально и честно.
Юрий ВИШНЯ, заслуженный работник культуры РФ
Наталья Павловна КАРПЕНКО (р. 22 октября 1953 года, Челябинск), радиожурналист, член СЖ СССР (1978). Окончила факультет журналистики УрГУ (1976). Работала в отделе учебных заведений газеты «Челябинский рабочий», публиковалась в центральных газетах: «Известия», «Комсомольская правда», «Советская Россия» и др. В 1991—1993 Н.Карпенко редактор газеты «Голос» (Челябинск). С 1993 комментатор Челябинского областного радио, ведущая программ «Новый день», «Здоровый интерес». В 2003- 2013 доцент кафедры теле- и радиожурналистики ЮУрГУ (по совместительству). Член правления Челябинской областной организации СЖ России (2000). Победитель журналистского конкурса, проведённого Союзом промышленников и предпринимателей Челябинской области (1995). За передачу «Трубопровод в будущее» получила золотую медаль республиканского конкурса «Создано в России» (1999), лауреат премии СЖ России «За профессиональное мастерство» (2001), премии 2-го национального конкурса «Здоровый образ жизни — гармония с собой и миром» (2003).
Комментарии (0)