Журналистика в сети
Владислав Писанов
Социальные сети в Интернете (Facebook; Twitter; LiveJournal; ВКонтакте; МирТесен и проч.) стали заметным явлением в жизни общества, в его частной жизни и даже во внешнеполитических действиях. Примером последнего может быть признание того, что Государственный департамент США делает свои политические выводы на основе анализа высказываний граждан в соцсетях. А президент Украины Пётр Порошенко даже отключил своих сограждан от российских соцсетей и поисковых систем.
Госдепартамент США в бытность президентом Барака Обамы выделял многомилионные гранты на мониторинг российских, египетских и турецких социальных сетей. Та же практика, хотя и в несколько урезанном материальном обеспечении, продолжена и администрацией Дональда Трампа. К этой работе уже приступили три исследовательских центра: Лаборатория социальной динамики при Корнелльском университете, Лаборатория прикладной физики при университете имени Джона Хопкинса и Morningside Analytics.
Цель мониторинга — посты в социальных сетях, демонстрирующие недовольство людей правительством и жизнью в своей стране. Предполагается, что аналитики будут отслеживать рост общественного напряжения, вызванный подобными постами, а также составлять на их основе собирательный портрет «потенциального гражданского активиста».
На основе полученных результатов специалисты планируют выявлять, как эти пользователи аккаунтов через социальные сети влияют на обычных граждан и способны ли они расшатать ситуацию в государстве.
«Текст публикаций в Twitter носит больше неформальный характер и часто бывает трудно отделить важную информацию от прочего эмоционального шума. Мы будем использовать подходы, которые выходят за рамки поиска по ключевым словам и хештегам. Мы разработаем метод, по которому можно будет отличать нужные темы в сообщениях по выражениям аффекта (т.е. эмоциям) и настроения (положительное и отрицательное мнение о конкретном событии, человеке или ситуации)», - говорится в описании гранта.
Стоит отметить, что появление такого гранта накладывается на недавнюю резолюцию Европарламента о противодействии российским СМИ. Таким образом, наблюдается новый виток информационной войны, в состоянии которой находятся Россия и западные страны: искусственное нагнетание протестных настроений в соцсетях, усиление информационного давления из-за рубежа.
В то же время и российская журналистика не смогла не заметить столь мощного явления как социальные сети. Привлечение фактического материала, эмоциональных оценок – это всё то, что постоянно присутствует в социальных сетях, являющих собой некий коллективный разум. И именно это всегда было родовым признаком русской журналистики.
Ярким примером классической русской журналистики, опирающейся на разнородное мнение толпы, может служить творчество В.М. Дорошевича. Отойдя от прямого цитирования конкретных людей, он создаёт целую палитру смысловых оттенков, разноголосицу, сложенную из выкриков толпы, из мнений «ниоткуда».
Точно так же «работают» социальные сети, где на обсуждение какого-то факта, явления или мнения стекаются люди, часто абсолютно не знакомые. Их имена («ники») могут быть настоящими, а могут быть вымышленными. Для собеседников это не имеет значения. Значение имеет суть сказанного, живой диалог.
Челябинский портал www.ДобрыйВечер74.РФ (www.goodevening74.ru) попытался использовать названную выше особенность социальных сетей, привлекая их в свои публикации, используя в журналистской работе.
За основу брались выступления по самым разным проблемам, вызывающим широкий публичный интерес: напряжённая международная ситуация; лидеры российской оппозиции; образ губернатора области; метеоритная атака; даже – уши президента В.В. Путина и прочие злободневные темы.
Во многом данные публикации носили характер экспериментальный, но привлекало то, что журналист, исследуя проблему, как бы защищён мнением общества. Или, точнее говоря: разнообразием мнений. И автор, и читатель в такой ситуации выступают равными арбитрами, способными сложить собственные выводы из мозаики фактов, эмоций, высказываний.
Конечно, автор, используя диалоги из социальных сетей, имеет возможность «премодерации», редактирования «голоса толпы», тем самым создавая необходимое направление мысли читателя. Однако это не есть цензурирование, а исключительно – творческий приём, позволяющий наиболее полно донести до читателя авторский замысел, да и словесный «мусор» не нужен вовсе. Безусловно, профессиональная честность автора в данном случае, как и со времён возникновения журналистики, играет здесь немалую роль.
Практика портала www.ДобрыйВечер74.РФ показывает, что журналист может даже вступить в прямую полемику с «населением» социальных сетей, с какими-то конкретными личностями. Это не просто расширяет аудиторию (одна только соцсеть ВКонтакте имеет 53 миллиона пользователей в России) и возможности СМИ, но даёт и качественные дивиденды в подаче материала. Так, даже провинциальный журналист имеет возможность полемизировать со столичными звёздами политики, бизнеса, искусства и проч. Это не может не вызывать интерес и у читательской аудитории. А проявление эмоции – это уже творческая победа.
Здесь непременно следует отметить, что портал www.ДобрыйВечер74.РФ был лауреатом конкурса «Правда и Справедливость» Общероссийского народного фронта «За Россию!» по итогам 2015 года. Тематика, поднимаемая им, весома и социально ориентирована, хотя внешняя, дизайнерская подача материала кажется необычной.
Возвращаясь к теме разговора, нельзя не сказать о том, что работа с социальными сетями профессиональных журналистов – это серьёзная возможность создания некого щита контрпропаганды. Соцсети выявляют в полной мере фактический материал и аргументацию антироссийски настроенных постов (публикаций). С этим материалом можно и нужно работать: изучать, анализировать, полемизировать.
С другой стороны, журналист может видеть в социальных сетях и справедливые нарекания граждан на работу местного чиновничьего аппарата, на недоработки местных властей. Это тоже расширяет тематический ряд, повышает социальный градус выступления журналиста и авторитет его СМИ.
Причём, возможности соцсетей создают некий конвергентный жанр, развивающий традиционные газетные жанры: репортаж, интервью, фельетон и т.д.
Многие аналитики высказывают опасение, что социальные сети «съедят» средства массовой информации, подменят их. Этого не случится, если журналисты, имея профессиональный багаж, сами не станут дистанцироваться от соцсетей, будут работать с ними и в них, привлекая внимание к классическим СМИ глубиной анализа, многополярностью мнений и трепетным отношением к читательской аудитории.
Комментарии (0)