Сергею Васильеву предложили переехать в Испанию вместе с музеем
Татьяна Строганова
В Европе молодых фотографов обучают на примере творчества нашего знаменитого земляка.
Известному челябинскому фотохудожнику Сергею Васильеву поступило неожиданное «зарубежное» предложение. Испанские коллеги хотят перевезти его музей «GRAND Фото СВ» в город Реус (Каталония).
Из досье
Сергей Григорьевич Васильев — самый титулованный фотожурналист не только России, но и мира. Обладатель пяти главных призов всемирного фотографического конкурса World Press Photo «Золотой глаз». Дважды получал приз «Золотой глаз России». Автор более 50 персональных выставок, проходивших в разных странах. Заслуженный работник культуры РФ. Почетный гражданин Челябинска. Награжден орденом Дружбы.
Творчество нашего знаменитого земляка почетного гражданина Челябинска давно востребовано заграницей. Его персональные выставки постоянно проходят в Европе, но подобное предложение прозвучало впервые. Какое решение принял Сергей Григорьевич? Мэтр фотожурналистики, вернувшийся не так давно из Испании, в своем интервью дал исчерпывающий ответ.
Мы встретились с Сергеем Васильевым в его музее «GRAND Фото СВ» (напомню, такой оригинальный подарок мэтр сделал к 280-летию города в день своего 80-летия). Пятикратный лауреат главной награды World Press Photo «Золотой глаз» полтора месяца провел в Каталонии, привез массу впечатлений и огромное количество свежих фотошедевров... снятых телефоном.
— Как непривычно, Сергей Григорьевич... Вы освоили телефонную съемку?
— Все на пленку снимать слишком дорого и нерационально. Кроме того, телефон позволяет более оперативно сделать кадр. По сути, это хороший фотодневник. В Испании я отдыхаю ни в первый раз. Но есть и фотографический интерес. Начну издалека. В 80-е годы прошлого века я постоянно участвовал в конкурсах, которые организовывал реусский фотоклуб, известный в то время в мире. Испанские коллеги ежегодно проводили международные конкурсы, выставки спортивных фото под эгидой олимпийского комитета в Лозанне. Я там четыре раза получал главные награды. В свое время руководитель фотоклуба Джозеп Мария Рибас Проус, с которым мы были заочно знакомы, запросил у меня сто фотографий женщин. Я снимки отправил. Но в начале 90-х годов обстановка в стране изменилась, и наша связь с Реусом прервалась. Я вспомнил об этих снимках, собираясь в Испанию, и попросил сотрудников гостиницы, где остановился, разыскать фотоклуб и его руководителя. Мне ответили: «Такого клуба уже не существует, как найти руководителя, не знаем».
Оказалось, от Салоу, где мы с семьей отдыхали, Реус буквально в 15 километрах. Очень красивый город с богатой историей. Я узнал, что на главной аллее Реуса в выходные дни работает барахолка. Жители выносят на продажу старинные вещи. Мне захотелось приобрести что-нибудь интересное из старой фотоаппаратуры. Приехали в Реус, нашел такого продавца, купил у него три камеры и напоследок задал вопрос: не знает ли он случайно Рибаса Проуса? Все-таки известный фотограф, а городок-то небольшой... «Так вот его друг стоит!» — и продавец указал на мужчину, стоящего поблизости. Ему объяснили, что из Челябинска приехал фотожурналист, который интересуется судьбой своего коллеги. Мужчина достал телефон, сделал звонок. «Сейчас Проус подъедет», — последовал ответ. Минут через 10 состоялась наша долгожданная трогательная встреча, спустя столько лет... Обнялись, как родные братья!
— Какова же судьба ваших ста снимков? Неужели сохранились?
— Мало этого! Как выяснилось, моя выставка побывала в 17 городах Испании. Им очень понравилась серия «Рождение человека». Много публикаций в разных изданиях было, но чаще всего использовалась фотография, где я в осеннем лесу снимаю гриб, а за моей спиной стоят обнаженные девушки... К слову, несколько моих фото с одной из выставок было украдено и теперь меня попросили их восстановить. Весной меня опять ждут в Испании. В конце мая в Реусе пройдет большой фотофестиваль, пригласили приехать и принять участие.
...С Проусом мы сидели в кафе часа два, он сейчас руководит музеем фотографии, расположенным в двухэтажном дворце. А потом коллега пригласил меня специально приехать в Реус, в музей. Мне показали лаборатории, технику, архив. Провел там полдня, а потом Проус задал мне вопрос: что я собираюсь делать со своей коллекцией фотографий, которую в свое время им прислал? В итоге я им подарил свою коллекцию фотографий, а он мне подарил свою коллекцию. К слову, на заседании челябинского фотоклуба наши ребята познакомились с фототворчеством Рибаса Проуса и остались очень довольны.
Меня приняли в Международный союз традиционных фотографов. В Европе не воспринимают цифровую и цветную фотографии, только черно-белое фото и к тому же в авторской печати. В Реусе есть школа молодых фотографов. Оказывается, я там у них кумир! В музее открыли зал Сергея Васильева и для молодых фотографов ввели обязательное обучение на основе моего фотографического творчества. Будут рассказывать, в каком жанре и в какой технике я работаю.
— Вы сами-то это знаете?
— Об этом надо теоретиков-фотоведов спросить, — смеется Сергей Григорьевич. — За 50 с лишним лет своей творческой жизни я снимал уже, наверное, во всех существующих жанрах, причем везде: на земле, в воздухе, на воде и под водой. Природа, индустриальные объекты, рабочая тематика... Но главный интерес моего творчества — «Материнство и детство». Большинство моих наград за фотографии на эту тему. К слову, с мэром города Реус договорились, что нынешним летом организуем нашу совместную выставку с Рибасом Проусом.
— А на предложение о перевозе музея «GRAND Фото СВ» в Испанию вы что ответили?
— Оно прозвучало неожиданно. Когда коллеги узнали, что в Челябинске у меня есть фотомузей, задали вопрос: «Кто помог его открыть и кто оплачивает содержание?» Услышав, что я все сделал за свой счет, были крайне удивлены: «Это невозможно! С таким именем в фотографии, с такими заслугами... Почему государство не помогает? Перевозите свой музей сюда. Здесь круглый год туристы, очереди будут стоять из желающих посмотреть ваши фотографии».
— Сердце екнуло?
— Да нет, честно говоря, я хладнокровно воспринял предложение, потому что это практически неосуществимо. Хотя бы уже потому, что я никогда не смогу приобщиться к их образу жизни. Там ведь застой, можно сказать: жизнь спокойная, без суеты. Мы привыкли к другому — каждый день покоряем какие-то вершины. К тому же все у меня связано с Челябинском. Здесь мои друзья, коллеги. Да и власти ко мне неплохо относятся, скажем, даже хорошо. Так что, конечно, предан буду всегда столице Южного Урала.
— Тем не менее выставки у вас все время заграницей проходят... Не обидно?
— Мне действительно частенько в Челябинске задают вопрос «где можно увидеть ваши фотографии? В моем музее около тридцати снимков представлено. Это не так, наверное, шикарно, хочется большего. Но у нас и выставочных залов таких нет для фотографий. А за рубежом у меня действительно постоянно выставки проходят. В ноябре я должен был лететь в Италию в Турин, где в музее восточных искусств открылась моя «персоналка» (прежде эта экспозиция работала три месяца в Риме в галерее Боргезе).
Разыскал меня журналист-международник президент фонда «Эрмитаж» в Риме Франческо Бигацци, который коллекционирует произведения искусства. С трудом раздобыл мой телефон. Дозвонился в редакцию «Вечерки», в которой я проработал сорок пять лет, там сказали: «У нас такого сотрудника нет». В итоге нашел мой телефон у фотожурналистки из журнала «Огонек», с которой мы даже не знакомы, но с «Огоньком» я сотрудничал в свое время. Оказалось Франческо мои работы коллекционирует уже в течение 30 лет. Вот и поделился своей идеей сделать мою выставку... Потом во Флоренции эта экспозиция была представлена на международном фотофестивале, в Милане дважды. Вышла публикация обо мне на шести разворотах в испанском журнале о фотографии. Хельсинки, София, Париж, Гамбург, Лондон (всемирно известная галерея Саатчи)... даже у басков моя выставка была. В Праге готовится «персоналка» в этом году.
— А как вы, Сергей Григорьевич, к славе относитесь? Что испытываете, когда звучат слова «вы наш кумир!»?
— Меня это, честно говоря, не трогает. «Какая, — думаю про себя, — может быт слава?! Я всего-навсего фотографии делаю...» Никогда «не выпячиваюсь». Это не для меня.
— У успеха дорогая цена... Что позволяет не сгибаться под ударами судьбы?
— Сам не понимаю, как дожил до этих времен. Такие потери, такие трагедии в жизни были!.. Другой бы не выдержал... Ответ нахожу один. Есть у меня великое увлечение — ФОТОГРАФИЯ. Именно фотография вытащила меня из всех этих кризисных ситуаций. Когда мне трудно и сложно, перебираю свой архив, смотрю, вспоминаю. Это большая подмога. Ну и хорошие друзья поддерживают, потомки не дают впадать в уныние и расслабляться. Нет-нет да выкинут что-нибудь — в общем, скучать не приходится.
— Что вас сегодня вдохновляет?
— Повседневная жизнь, происходящее вокруг нас. В политику сейчас не лезу, официальные мероприятия мне надоели, когда еще в газете работал. Снимаю обычную жизнь, бытовые сюжеты. Люблю высматривать интересные красивые лица на улицах. Но как раз в Испании с этим сложно — запрет на съемку существует.
— А женщины красивые там есть?
— ...В Европе это большая редкость.
Татьяна Строганова
Фото автора и из личного архива Сергея Васильева
Комментарии (0)