Обсудим всё хорошее, что принесла пандемия
Владимир Касютин, секретарь Союза журналистов России
Секретарь Союза журналистов России, председатель экспертного совета ежегодного конкурса «10 лучших газет России», кандидат филологических наук, лауреат премии «Золотое перо России», – о проблемах и перспективах современной журналистики, пандемии коронавируса и XXII Фестивале СМИ, который 27 мая стартует в Челябинске.
– Владимир Леонидович, в этом году вы уже побывали на нескольких фестивалях СМИ, поделитесь впечатлениями. Что изменилось?
– Коллеги еще больше радуются встрече, чем раньше, наверное, потому что мало кто в прошлом году отважился на массовые мероприятия. Мне посчастливилось побывать на трех региональных и на одном всероссийском форуме. В этом году фестиваль в Челябинске будет для меня уже седьмым. Мне кажется, что мотивация к знаниям у журналистов повысилась, сложнее стало зарабатывать и удерживать аудиторию.
– Какие-то издания ушли с рынка из-за пандемии?
– Системной аналитики я не видел, из общения с коллегами могу сказать о закрытии всего одной районной газеты за год, и это не связано с пандемией. Варгашинская газета «Маяк» прекратила выход из-за банкротства типографии, объединённой с редакцией в одно предприятие. Ни региональные, ни районные власти не пожелали помочь газете, но теперь в районе выходит новое частное издание. Хотя в стране остаётся всё меньше частных серьёзных газет, они чаще закрываются, уходят в онлайн. Традиционные районки живы, хотя и заметно обеднели, но у некоторых и тиражи, и доходы по-прежнему на приличном уровне. Есть такие издания и в Свердловской, и, конечно, в Челябинской области – ваш регион всегда выделялся в лучшую сторону. Самый сильный удар в прошлом году – это массовый уход читателей в онлайн. Надо бы усилить взаимодействие с аудиторией в социальных сетях, да большая часть редакций здесь пока показывает невысокую эффективность. Ещё один вызов – учредители СМИ, как на региональном, так и на муниципальном уровне, всё чаще называют газеты «вчерашним днём», взаимодействию с журналистами предпочитают продвижение в сетях с помощью собственных пресс-служб или сторонних компаний. Нам теперь надо доказывать необходимость собственной деятельности не только аудитории, но и учредителям.
– Что нового узнают участники фестиваля в Челябинске?
– Я поделюсь собственными размышлениями о ключевых проблемах прессы и возможностях их решения. Поговорим о дизайне, контенте, распространении, социальных сетях, финансах, взаимодействии с властью. В обсуждении будут участвовать коллеги: Павел Шишкин, главный редактор газеты «Пензенская правда», председатель Союза журналистов Пензенской области; Диана Горбань, председатель Союза журналистов Кубани, главный редактор газеты «Голос правды»; Оксана Эсаулова, директор Издательского Дома «Липецкая газета». Уверен, это будет интересно и полезно. В этом году мы вновь проводим конкурс «Десять лучших газет России», надеюсь, успеем поговорить о лучших проектах, о самых востребованных читателями темах. Это здоровье, коммуналка, прошлое территорий и, конечно, очерки о людях. Коллег из Челябинской области мы попросили прислать по одному номеру газет, завершим работу их анализом и рекомендациями.
– Кого из редакций, наиболее успешных в социальных сетях, можно привести в качестве примера?
– В Instagram держит первое место по стране «Амурская правда». Это областная государственная газета с очень интересным подходом к работе в соцсетях, где уже зарабатывают вполне приличные деньги. Инстаграм вообще стал, на мой взгляд, наиболее популярной и удобной площадкой для прессы. Например, «Голос правды» из Краснодарского края в прошлом году с помощью этой сети собрал поздравления земляков ко Дню матери и опубликовал на нескольких полосах газеты. Любопытны предпочтения регионов, на Кубани сеть «ВКонтакте» не слишком востребована, а на Урале держит чуть ли не пальму первенства. Поучителен и достоин изучения опыт в этой сети редакции «Городские вести» из Ревды Свердловской области («Ревда-Инфо»). Тelegram у региональных коллег особым спросом не пользуется, пока эта сеть популярнее у политиков и бизнесменов. Из положительных примеров можно назвать воронежскую газету «Моё!» (moe-online.ru), ведущую в Telegram прямые трансляции и выкладывающую срочные новости. Этот издательский дом, являющийся сегодня одним из самых серьёзных в стране частных региональных проектов, несколько лет назад запустил платный онлайн-проект, интересно, как будет развиваться этот эксперимент. Попытки закрепиться в Tik Tok делают коллеги из «Анапского Черноморья» Краснодарского края, они также успешны в Instagram. Увы, наша отрасль в силу разных причин консервативна и тяжеловата на подъём, но очевидно, что социальные сети и мессенджеры становятся основным каналом взаимодействия с аудиторией, поэтому обсуждать эту тему надо. Вообще наша главная задача на челябинском фестивале – обсудить всё, что было придумано и успешно реализовано в прошлом году коллегами из разных регионов, ведь пандемия со всеми своими рисками и проблемами заставила самых активных действовать ещё продуктивнее, чем раньше. Как говорится, хочешь жить – умей вертеться!
Фото из личного архива Владимира Касютина
Комментарии (0)