«Челябинский рабочий» возвращается?
Андрей Сафонов, преподаватель ЧелГУ
Слухи о возрождении легендарного челябинского издания появились в конце октября, когда после заседания ученого совета журфака было принято решение возобновить выпуск газеты. Слухи стали явью, и, как феникс из пепла, «Челябинский рабочий» возрождается и возвращается в медиапространство города.
Главным редактором стал преподаватель журфака Андрей Владимирович Сафонов. Виталий Карпенко поговорил с ним о проблемах возрождения, прошлом и будущем газеты и жизни редакции.
Кстати, сегодня новый номер появился в продаже в киосках города, где его сможет приобрести любой желающий.
О прошлом газеты и ее возрождении
Для начала стоит отметить, что «Челябинский рабочий» как газета и то здание, где находилась редакция, – две разные вещи с точки зрения рынка. Газета – это медиа, здание – недвижимость. Когда бренд «Челябинского рабочего» выставлялся на торги в связи с банкротством управляющих, его выкупил предприниматель из Челябинской области Василий Середонин. Живет и работает он сейчас в Москве.
Насколько я понял из беседы с Василием, он давно был заинтересован в сотрудничестве с газетой. Он считает «Рабочего» газетой своей юности: она для него не чужая. Выкупив этот бренд, он собирается поучаствовать в его возрождении. Речь идет о возрождении с учетом всех традиций, накопленных газетой за время своего существования. Теперь «Челябинский рабочий» будут делать студенты нашего факультета. На данный момент готов первый номер, приобрести его можно в киосках города, тираж – 2000 экземпляров. На ученом совете в октябре выбрали главного редактора в моем лице, и скоро я официально приму эту должность. Сформирован состав редакции: один магистрант, трое третьекурсников и двое четверокурсников уже поучаствовали в создании номера. У меня очень большие надежды на второй курс, они достаточно активно себя проявили. Например, второкурсник Иван Стуков написал один из текстов и выступил корректором номера.
Учебное СМИ или профессиональное?
По согласованию с учредителем газеты (Василем Середониным), жестко разграничен контент и бизнес. Василий вкладывает множество интеллектуальных и творческих сил в продвижение газеты. В привлечении рекламодателей также примут участие наши студенты с соответствующих направлений. Когда четко обозначится регламент работы газеты, мы надеемся на их помощь и поддержку. Контент полностью доверен нам, наша задача – не превратить «Челябинский рабочий» в учебное СМИ. Такие площадки у нас есть, и они очень ценны. Плоды их работы мы, конечно же, применяли, но сделали это так, чтобы это не разрушило представление о газете как о взрослом, качественном СМИ.
Аудитория «Челябинского рабочего», по нашему определению, – 60+. С одной стороны, это та часть аудитории, которая неравнодушна к печатным СМИ. С другой стороны, мы понимаем, что аудитория современных 60-летних людей очень продвинута, она пережила переход на новую формацию 80-90-х годов. Это не стереотипные пожилые люди, которые сидят на завалинке и учат всех жить. Это аудитория, которая активно стремится разобраться в актуальных вещах, в том числе и для того, чтобы помочь своим внукам и наладить с ними связь. Этот диалог бабушек, дедушек и внуков – это концепция «Челябинского рабочего», которую мы хотим воплотить. Назвали мы эту концепцию «преодолевая разрывы» или «объединяя поколения». Не слишком оригинальный креатив, зато правильная идея.
Проблемы образовательного характера
С одной стороны, когда я как преподаватель и редактор учебного СМИ озвучиваю ту или иную тему, которая принимается в традиционных печатных медиа (например, темы ЖКХ, дорог, благоустройства, садоводства и прочие), оказывается, что они не очень интересны молодым авторам-студентам. Это не очень эффективная форма работы. Альтернатива такому подходу – довериться студенту: о чем хочешь, что тебе интересно, что тебя беспокоит – о том и пиши, и доверяй себе. Изложи это хотя бы в эссе, потом мы разберем, как из этого эссе сделать качественный, полноценный материал. Этот подход получает живой отклик студентов. Но проблема в том, что результаты реализации этого подхода не так просто вписать в традиционные СМИ: там четко определенная аудитория, которая может не воспринять такие эксперименты. «Челябинский рабочий» – это попытка совместить творческие интересы студента, отформатировав их под интересы возрастной аудитории. Лично для меня это очень интересный эксперимент. Если он реализуется – это будет замечательно. Рисков я не вижу, но, если же не реализуется, – мы получим хороший опыт.
О возможности провала газеты во времена пенсионеров с интернетом
Я спрашивал Василия о рисках провала газеты в наше время, когда те же бабушки и дедушки получают информацию в интернете. Спрашивал, кстати, в ходе интервью, которое вошло в номер газеты. Пересказывать его ответ не буду – лучше почитать. Он приводит некоторые факты, характеризуют тренды, которые опровергают стереотип о «смерти» печатных изданий. Насколько это убедительно – узнаете из интервью. Для меня его аргументы убедительны вот в чем: классический газетный текст как таковой никуда не исчезнет. Даже мем-культура по большей части состоит из качественной газетной публицистики, фельетонистики и очерков. По большому счету, это та же газета. Формат подачи этого материала – это вопрос носителя и бизнес-модели.
Периодичность, формат, верстка и тираж
Газета будет выходить раз в месяц, объем – 8 полос формата А3. Сеть распространения еще прорабатывается, есть договоренности с киосками. Также Василий предложил альтернативные формы распространения, которые позволят вывести газету за пределы области. Тираж, как уже было сказано, – 2000 экземпляров. В дальнейшем тираж будет зависеть от того, какой интерес газета вызовет у читателей. Версткой занимались Елена Шумакова и Людмила Лежак, причем верстали по той модели «Челябинского рабочего», которая была в последние годы жизни газеты. Пока мы договорились кардинально ничего не менять. Была идея полностью изменить модель газеты, стать принципиально новым СМИ. Но разработка новой модели – процесс долгий, противоречивый и трудоемкий. Мы решили, что мы не отказываемся от традиций, следовательно – менять модель не стоит. Разумеется, если будет необходимость, если мы почувствуем, что у читателя есть запрос, – будем адаптироваться и изменять модель.
Записал Виталий Карпенко
Источник:
Комментарии (0)